В 1910 году в г. Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкой области) был построен новый мост через реку Дон, который и по своей конструкции, и по величине, и по смелости выполнения проекта стал «одним из интересных железобетонных мостов, построенных не только в Тамбовской губернии, но и вообще в России». Наиболее ценным и интересным в конструкции этого моста, по оценкам специалистов, стало то, что при помощи простой балочной конструкции удалось достичь величины отдельных пролетов в 25 метров.
Впервые речь о строительстве нового моста через Дон зашла лет за 10 до его осуществления. 14 ноября 1900 года гласные Лебедянского земства большинством приняли решение строить в Лебедяни каменный арочный мост в замен старого деревянного, пришедшего в негодность. Однако ни один из трех проектов моста не был утвержден. Стоимость работ, которая варьировалась от 110 до 200 тысяч рублей, оказалась земству не по карману.
К вопросу постройки нового моста вернулись в 1909 году. Тогда же был составлен проект, стоимостью 92500 рублей. 4 марта 1910 года он был рассмотрен и утвержден губернским земским собранием, которое и выделило необходимые деньги на строительство. Это был железобетонный балочный мост с 6 пролетами по 20 и 25 метров длиной. Ширина проезжей части составила 8 аршин (5,70 м), ширина тротуаров – 1,5 аршина (1,07 м) каждый. Вся конструкция опиралась на промежуточные опоры (быки) высотой 7,70 м, представлявшие собой армированные бетонные монолиты, оснащенные ледорезами.
Лебедянский мост имеет еще одну малоизвестную особенность. Из-за неудобного расположения единственной городской переправы, стесненной старой мельничной плотиной с водоспуском под косым углом к руслу реки – с одной стороны, и впадением речки Городнянки – с другой, конструкторам моста пришлось расположить быки не параллельно друг другу, а под некоторыми небольшими углами, в соответствии с направлением течения в разных местах реки.
Подрядчиком строительства выступила саратовская строительная фирма «Инженер И. Г. Грингоф и Братъ», которая в первых числах мая 1910 года приступила к забивке свай, рытью котлованов и закладке фундаментов. Всего на постройку моста было затрачено 115 тысяч казенных денег (отсюда название – «Казенный»). Уже во второй половине декабря 1910 года провели испытания нового моста, после чего уездное земство приняло его в эксплуатацию.
Для возмещения расходов на строительство моста городская Дума обязалась 10 лет выплачивать земству 75 % из предполагавшегося попудного сбора и по 500 рублей ежегодно во все последующие годы. Была введена плата за проезд через мост. Она составляла 2 копейки с порожней телеги или саней и 4 копейки – с воза с грузом или экипажа с пассажиром. От оплаты освобождались пешеходы, лица, едущие по казенной надобности, призывники, грузы для нужд земства или благотворительных целей, имущество воинских подразделений.
В 1929 году во избежание быстрого износа сооружения были утверждены Правила пользования мостом, предписывающие передвижение «исключительно шагом», а проход тяжелых машин – по дощатым настилам и запрещающие обгоны и остановки на мосту.
Осенью 1942 года в связи с возможным захватом города фашистами мост был заминирован и оказался по д угрозой уничтожения. Но врага остановили на подступах к Лебедяни.
В 1999 году въезды на Казенный мост были оборудованы светофорами. Движение по нему стало односторонним.
Лебедянский чудо-мост занял свое почетное место в 17 томе «Большой Советской энциклопедии», о нем рассказывается в приложении к статье «Мосты».