Ко времени введения земских учреждений (1864г.) в России имелись фельдшеры с самой разнообразной подготовкой. Подготовка фельдшеров, фельдшериц, акушерок, медсестер в этот период шла в различных ведомствах по разным учебным планам и программам. Не было единства в сроках подготовки и единых требований к общеобразовательному цензу.
Острота вопроса в плане подготовки среднего медицинского персонала заставила губернские земства самим заняться фельдшерским образованием. При земских больницах стали организовывать фельдшерские школы, возглавляемые, как правило, старшим врачом больницы. Циркуляром Министерства внутренних дел от 12 ноября 1872 года №1160 был введен в действие «Нормальный устав» земской фельдшерской школы, определивший единую программу для школ.
Согласно архивной справки краеведческого музея «…в 1872 году Елецкое земское собрание постановило устроить при городской больнице фельдшерскую школу, для подготовки молодых людей к самостоятельной фельдшерской деятельности… Положено было держать при больнице 4 ученика на полном содержании и предложить врачу, заведующему больницей, заниматься с ними… Фельдшерские ученики, кроме теоретического изучения предметов, входящих в программу для фельдшерских школ практически знакомятся в больнице с формами болезней и с правилами лечения» (Из докладов Елецкой земской управы I-ому очередному собранию 1875 г.).
Первым старшим врачом Елецкой земской больницы с 1872 по 1908 год был Слободзинский Федор Осипович, который являлся и руководителем фельдшерской школы. В период с 1872 по 1874 год фельдшерское образование получили: Юрьев Афанасий Демьянович, Коновалов Андрей Сергеевич, Литовко Григорий Минаевич, Еремина Пелагея Петровна работавшие в Елецкой земской больнице, в дальнейшем больница «Красный крест», а так же в лечебных заведениях Елецкого уезда. (из докладов Елецкой земской управы «О медицинской части в Елецком уезде за 1893г.).
В первые годы советской власти существовавшая система подготовки средних медицинских работников перестала обеспечивать учреждения здравоохранения необходимым медицинским персоналом как количественно, так и в качественном отношении, поэтому в 1932 году в Ельце открывается Елецкий медицинский техникум (в дальнейшем Елецкая фельдшерская школа, Елецкая фельдшерско-акушерская школа, филиал Липецкого медицинского училища, Елецкое медицинское училище, Елецкий медицинский колледж).
Первое здание техникума располагалось по адресу ул. Пушкина 134 (здание не сохранилось). С 1932 по 1943 год по адресу ул. Советская 64 в бывшем здании городской управы. Подготовка средних медицинских работников проводилась по специальностям: помощник лечащего врача, акушерка, фельдшер. Первым директором техникума был Казанцев Сергей Михайлович. С 1937 по 1958 год учебное заведение возглавлял Зернов Николай Николаевич (исключая период с 1941 по 1945 гг., когда он был призван в ряды Красной Армии).
Николай Николаевич окончил в 1913 году Московский государственный университет. Награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
Большой след в истории учебного заведения оставили выпускники 1935 — 1941 гг. В июне 1941 года в Ельце был сформирован 360-ый медсанбат, входивший в состав 220-ой Краснознаменной имени Суворова стрелковой дивизии. Большую часть медсанбата составляли выпускники Елецкой фельдшерской школы. Вот фамилии только некоторых из них: Трофимова З.В., Буравкова М.А., Филатова О.К., Другашова С.И., Боброва С.И., Полунин Н.А., Шацких Н.Н., Равкова О.Д., Аксенова О.И., Левандовская Е.Н., Ткачук Т.Н., Афиногенова М.П., Харина Е.В.
В период с 1932 по 1958 годы обучение студентов вели заслуженные врачи РСФСР Писаревский Б.Ф., Кацин Р.М., Пиняев М.В., Гаврилов А.Н., Сапир И.М., Егорова Е.И., Фалькенштейн О.С., Робаковская А.П., Ивлев И.Г. Позднее Беликова С.В., Лисицина Т.А., Истомин А.В., Севидова Н.Н.
В годы существования учебного заведения в статусе филиала Липецкого училища его возглавляли: Волович С. Р., Рысухина Р. И., Кербицкова О. В.
В 1981 году учебное заведение становится училищем и его возглавила врач Григорьева О. Н. – заслуженный учитель РФ, кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения, которая возглавляла колледж более 30 лет. С 2015 года колледж возглавляет кандидат биологических наук, доцент Гамова Людмила Геннадьевна
В настоящее время для обучения студентов имеется 4 учебных корпуса, один из которых является историческим памятником. Ранее здание принадлежало известной в городе династии купцов Петровых (пос. Рабочий,19).
В период с 1932 по 1958 годы обучение студентов вели заслуженные врачи РСФСР Писаревский Б. Ф., Кацин Р. М., Пиняев М. В., Гаврилов А. Н., Сапир И. М., Егорова Е. И., Фалькенштейн О. С., Робаковская А. П. Ивлев И. Г. Позднее – Беликова С. В., Лисицина Т. А., Истомин А. В., Севидова Н. Н.
Материальная база учебного заведения соответствует требованиям профессиональных образовательных программ для проведения учебных и практических занятий по специальным дисциплинам, оборудованных муляжами, фантомами, плоскостными и объемными пособиями. Имеются так же столовая, библиотека, медицинский пункт, спортивная площадка, оборудованная в соответствии с современными требованиями.
Особое внимание уделяется программно-информационному обеспечению учебного процесса. Кабинеты и лекционные аудитории оснащены стационарно установленным мультимедийным и DVD оборудованием, плазменными телевизорами.
По итогам образовательной и научно-исследовательской деятельности в 1996 году учебное заведение получило статус колледжа. В 2009 году стало автономным образовательным учреждением. В настоящее время в колледже реализуются профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного и среднего (полного) образования на базовом и повышенном уровнях, профессиональные образовательные программы дополнительного образования на курсах повышения квалификации для выпускников колледжа и средних медицинских и фармацевтических работников лечебно-профилактических учреждений города и области. Подготовка проводится по следующим специальностям: сестринское дело, лечебное дело, фармация, лабораторная диагностика.
В колледже учебный и воспитательный процесс обеспечивают: 30 педагогических работников, в том числе преподаватель-организатор ОБЖ, начальник учебно-методического отдела, заведующий учебной частью, педагог-психолог и 26 штатных преподавателей. Среди штатных преподавателей женщины составляют 88% (23 человека).
17 преподавателей имеют квалификационные категории (65%), высшую категорию имеют 12 преподавателей (46%). Все преподаватели колледжа имеют высшее образование, базовое образование всех преподавателей соответствует преподаваемым дисциплинам (100%). Все преподаватели и руководители колледжа проходят регулярно повышение квалификации. Результаты повышения квалификации заслушиваются на методическом и педагогическом советах, используются в учебном процессе и учебно-исследовательской работе, отражаются в лекционных курсах и при проведении лабораторных и практических занятий, в соответствующих методических рекомендациях и разработках.
Одним из основных направлений профессиональной подготовки специалистов является научно-исследовательская работа преподавателей и студентов. Коллектив колледжа является постоянным участником областных, межрегиональных и всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты, свидетельства, премии и благодарственные письма.
Большое значение в колледже уделяется воспитательной работе, которая направлена на развитие социально активной образовательной, нравственно и физически здоровой личности. На базе колледжа сформировались стабильные молодежные коллективы, успешно работают танцевальная и музыкальная группы, студия сценического мастерства, спортивные секции и факультативы. Наиболее массовыми и привлекательными для студентов являются мероприятия: «День знаний», «День учителя», «День первокурсника», праздничные программы, посвященные Дню влюбленных, Дню Победы, выпускной вечер «Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь», областной фестиваль «Студенческая весна», «Дружба народов».
В отзывах потребителей медицинских услуг молодых специалистов колледжа высоко оценивается их образовательный уровень, профессиональные и деловые качества. Уровень подготовки выпускников позволяет им продолжить свое обучение в высших учебных заведениях. Ежегодно от 12 до 15% выпускников поступают в медицинские институты, академии.
Коллектив колледжа очень бережно относится к сохранению своей истории. Поэтому в 1985 году был создан музей «Боевой и трудовой славы». На протяжении последующих лет продолжалась поисковая и исследовательская работа, которая позволила значительно пополнить музейный фонд. Собранные материалы вышли далеко за пределы только истории колледжа, и поэтому в 2011 году музей был официально зарегистрирован как «Музей истории здравоохранения г. Ельца и Елецкого уезда». Музей является постоянным участником всероссийских конкурсов, за участие в которых награжден Дипломом 2-ой степени и двумя почетными грамотами. Руководит музеем на протяжении 16-и лет преподаватель Иванова Т. А.
В 2015 году Елецкому колледжу присвоено имя Героя Советского Союза Ксении Семеновны Константиновой.
Г. В. Рощепкина
Литература
Белькова Н. А. Выпускницы Елецкой фельдшерской школы на фронтах Великой Отечественной войны // Липецкие медики в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Липецк, 2014. – С. 307-315.
Гридина Е. В. Анализ эффективности реализации программы здоровьесбережения в Елецком медицинском колледже // Медицинские сестры – движущая сила перемен: повышение устойчивости системы здравоохранения : науч.-практ. конф. специалистов со сред. мед. образованием, 13 мая 2016 г. : сб. ст. – Липецк, 2016. – С. 162-165.
Гридина Е. В. Симуляционное обучение студентов на практических занятиях // Медицинские сестры: движущая сила перемен – жизненно важный ресурс в поддержку здоровья : науч.-практ. конф. специалистов со сред. мед. образованием, 15 мая 2014 г. : сб. ст. – Липецк, 2014. – С. 138-140.
Зайцева Ф. И. Проведение занятий с применением учебно-методических пособий управляющего типа для самостоятельной работы студентов, ориентированных на формирование компетенций // Преодоление разрыва: достижение целей развития тысячелетия : науч.-практ. конф, 15 мая 2013 г.- Липецк, 2013. – С. 136-139.
Зайцева Ф. И. Формирование профессиональных компетенций студентов по организации сестринского патронажа, как одно из направлений профилактической деятельности будущего медицинского работника // Медицинские сестры – движущая сила перемен по оказанию эффективной и экономической медицинской помощи : научно-практ. конф. специалистов со сред. мед. образованием, 14 мая 2015 г. : сб. ст. – Липецк, 2015. – С. 144-149.
Иванова Т. А. Выпускники Елецкой фельдшерской школы – участники Великой Отечественной войны / Т. А. Иванова // Липецкие медики в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Липецк, 2014. – С. 316-319.