Виноградов Михаил Александрович (1932-2012)
Виноградов Михаил Александрович (1932-2012)

Художник М. А. Виноградов родился 12 мая 1932 года в г. Юрьевце Ивановской области. Детство и юность будущего художника прошли в Костроме. Необыкновенно красивая природа, старинная архитектура – всё располагало к занятиям творчеством.

В 1956 году Михаил Виноградов окончил Костромское художественно-педагогическое училище, которым руководил известный художник Н. П. Шлейн, ученик И. Е. Репина, выпускник Императорской Академии художеств. Он стал учителем и другом, во многом повлиявшим на выбор профессии. По воспоминаниям Михаила Александровича, «своей увлеченностью искусством, вкусом, мастерством художника Н. П. Шлейн оказывал огромное влияние на учащихся».

После прохождения срочной службы в Советской Армии М. А. Виноградов работал учителем рисования и черчения в костромской общеобразовательной школе.

Из автобиографии художника: «В эти годы выходила литература по абстрактному, беспредметному искусству под общим названием «Искусство безобразия», только из нее мы узнавали, что творится в искусстве за «железным занавесом». Многие работы вызывали восхищение. В 1957 году в Москве открылась выставка Всемирного искусства, на которую мы попали, отстояв километровую очередь. Выставка ошеломила, поразила. Там были и понятия, и подход к рисунку. Раньше мы такого не видели. … После этого я стал пробовать свои силы в беспредметном искусстве».

В г. Липецк Михаил Александрович переехал в 1958 году, был принят в Художественно-производственные мастерские Липецкого областного отделения Художественного фонда РСФСР. В город  влюбился сразу. Тенистые парки, купеческие особняки, церквушки, обилие зелени, рельеф - всё казалось ему удивительно интересным: «Холмистая местность напоминала пейзажи Брейгеля-старшего. … Панорамы города так меня увлекли, что я начал серию пейзажей, в основном, зимних». Город бурно развивался, строился. Активное участие в его оформлении принимали липецкие художники. «Мой город» – так назывались гравюры М. А. Виноградова, представленные на зональной выставке «Край Черноземный».

Большое влияние на становление молодого художника оказала живопись В. С. Сорокина, с которым он познакомился в Липецке: «Именно работы В. С. Сорокина повлияли на меня в том смысле, что я снова полюбил реалистическую живопись. Много моих работ посвящено памятным местам Липецка и области: «Вид на скит Тихона Задонского», «Елец. Преображенская церковь», «Елец. Вознесенский собор», «Липецк со стороны городища», «Лебедянь. Казанский собор»». Эти и другие работы («Дворец Шереметьевых в Борках», «Дом, где родился С. А. Чаплыгин», «Усадьба П. П. Семенова-Тян-Шанского», «Весна. Липецк», «Панорама города Задонска») стали неотъемлемой и ценнейшей частью коллекции областного краеведческого музея. Многотысячного зрителя обрел художник после того, как по его эскизам на тему времен Петра I и истории курорта был оформлен мозаикой подземный переход к Нижнему парку в Липецке (1972). В 1984 году вышел один из первых путеводителей по Липецку, оформленный его гравюрами.

Параллельно с этим художник создавал работы, по его определению, «абстрактно-отвлеченной направленности, где превалирует свобода эстетических взглядов». Искусствоведы называют М. А. Виноградова первым липецким авангардистом. Его полотна, выполненные в жанре «лирического кубизма», впечатляют особой гармонией линий и цвета: «Тени», «День, как необходимость», «Автопортрет», «Ночь, улица, фонарь», «Двое», «Глаз», «Мечта поэта», «Египет», «Маскарад».  Искусствовед Т. И. Нечаева о художнике: «М. А. Виноградов, замечательно справлявшийся и с тематическими листами в печатной гравюре, и с жанрами пейзажа и натюрморта в темпере, всегда тяготел к конструктивно-абстрактным композициям, он делал изысканно-красивые работы, но тогда было не их время…». Впервые масштабно это направление было представлено на выставке «Авангард» в областном краеведческом музее, посвященной 80-летию художника (2012). Закономерен выбор места, где открылась первая крупная выставка мастера: он много сотрудничал с краеведческим музеем, располагавшимся тогда в стенах Христорождественского собора на площади Ленина, проектируя экспозиции. Две из них, оформленные Михаилом Александровичем в 1990-х годах уже в нынешнем здании музея, – «Литературная гостиная» и «Русская доблесть» – до сих пор радуют посетителей. Он принимал участие в проектировании, построении и оформлении экспозиций дома-музея Г. В. Плеханова, открывшегося в 1977 году, Задонского краеведческого музея, музея-усадьбы П. П. Семенова-Тян-Шанского в Чаплыгинском районе.

Член Союза художников СССР с 1968 года, М. А. Виноградов стоял у истоков Липецкой организации Союза художников, некоторое время был главным художником г. Липецка. Его работы хранятся в Липецком областном краеведческом музее, областном художественном музее, Данковской, Усманской и Задонской картинных галереях, в частных собраниях.

Умер 4 сентября 2012 года.

Виноградов М.А. Автобиография

Я родился в городе Юрьевец Ивановской области, расположенном между Костромой и Нижним Новгородом. Юрьевец, Плес… левитановские места. На пароходе от Костромы до Юрьевца надо было плыть около 12 часов. Когда пароход подходил  к пристани, сходивших встречала широкая отмель, через несколько сот метров упиравшаяся в гору, заросшую густым сосновым лесом. Там легко было заблудиться, если бы не гудки пароходов с Волги. С горы же открывались «левитановские панорамы».

Детские впечатления красоты, живописности и загадочности этих мест были так сильны, что меня все время тянуло туда и позднее, когда семья переехала в Кострому. Я почти каждый год ездил в Юрьевец на этюды.

В 1948 году поступил в Костромское художественное училище, руководителем которого был тогда известный художник Н.П. Шлейн. В свое время Шлейн окончил Академию художеств и за отличные успехи был послан за границу, где встретился с А.М. Горьким и написал его портрет, лучший, по мнению Горького и многих других художников.

Своей увлеченностью искусством, вкусом, мастерством художника он оказывал огромное влияние на учащихся.  Из заграничной поездки Шлейн привез много диковинных вещей: пистолеты, ятаганы, кувшины разных эпох – все это использовалось в натюрмортах. Общеобразовательные предметы отходили на второй план. Основное время отводилось рисунку, живописи, композиции.

Училище я закончил в 1956 году, прервав учебу на время прохождения службы в Вооруженных силах. В то время Костромское художественное училище носило имя Н.П. Шлейна, присвоенное ему после смерти художника.

            С 1956 по 1958 г.г. работал в школах Костромы преподавателем черчения и рисования. В эти годы выходила литература по абстрактному, беспредметному искусству под общим названием «Искусство безобразия», только из нее мы узнавали, что творится в искусстве за «железным занавесом». Многие работы вызывали восхищение. В 1957 году в Москве открылась Выставка Всемирного искусства, на которую мы попали, отстояв километровую очередь. Выставка ошеломила, поразила. Там были и понятия и подход к рисунку. Раньше мы такого не видели. Например, холст с подписью «Пулеметный огонь». На холсте комбинации линий, черточек, точек давали идеальное представление выстрелов. Другая работа «Крик» - передавала ощущение человека, кричащего от полной безнадежности, хотя реального изображения человека не было. В последнем зале нас встречал громадный холст  Мондриана, где было 2 квадрата и 3 линии. После всего виденного это было удивительное спокойствие. Я уселся против него и отдыхал полчаса. После этого я стал пробовать свои силы в беспредметном искусстве («Тени», «День, как необходимость», «Автопортрет», «Ночь, улица, фонарь»).

С 1958 года я живу и работаю в Липецке. После Костромы Липецк казался удивительно интересным городом. Холмистая местность напоминала пейзажи Брейгеля-старшего. Не хватало только охотников на снегу. Панорамы города так меня увлекли, что я  начал серию пейзажей, в основном, зимних.

Мимо моего дома часто проплывал холст, из-под которого торчали ноги. Это был В.С. Сорокин, который ходил на Городище писать свои «зимы».  Несколько раз мы писали вместе. Именно работы В.С. Сорокина повлияли на меня в том смысле, что я снова полюбил реалистическую живопись. Много моих работ посвящено памятным местам Липецка и области: «Вид на скит Тихона Задонского», «Елец. Преображенская церковь», «Елец. Вознесенский собор», «Липецк со стороны городища», «Лебедянь».

Я стал делать и то, и другое. Параллельно с абстрактно – отвлеченной направленностью, где превалирует свобода эстетических взглядов, важное место стало занимать реалистическое искусство.

Ближе всего мне творчество французского художника Грисса. Поскольку я в своем творчестве исхожу от линии, почему и считаю себя графиком, то Грисс для меня образец линейной гармонии. Если у Пикассо какую-то линию можно взять и повернуть в другую сторону, то у Грисса это практически невозможно.

За время работы в Липецке принимал участие в проектировании, построении и оформлении экспозиций краеведческих музеев: областного краеведческого музея, музея Плеханова, Задонского краеведческого музея, Чаплыгинского музея П. Семенова-Тян-Шанского, по моим эскизам оформлен первый парковый подземный переход в Липецке.

Принимал участие во всех городских, областных, зональных и частично республиканских выставках. Работы неоднократно печатались в журналах, в книгах А.Д. Березина «Рассказы о прекрасном» (М., 1989), Г.Н. Лебединского «Липецк» (Воронеж, 1984), «Художники – девятой пятилетке» (М., 1975), «Художники земли Липецкой» (Липецк, 2004), «Славные сыны Отечества (Липецк, 2005), «Липецкий краеведческий музей» (М., 2005).

Работы хранятся в учреждениях города и области (Липецком краеведческом музее, Липецкой областной, Данковской, Усманской, Задонской картинных галереях), в частных собраниях местных, московских и зарубежных коллекционеров.

Хочется воплотить в жизнь еще несколько проектов: написать картины «Оцепенение», состояние которой будет слегка напоминать работы Мондриана и «Мимолетность», которая ассоциируется у меня с музыкой С. Прокофьева.

2005 год

Литература

Виноградов Михаил Александрович // Липецкие художники : альбом. – Липецк, 2008. – С. 46.

«Мой любимый край» : к 80-летию художника М. А. Виноградова : [набор открыток – репродукций работ из фондов Липец. обл. краевед. музея] / М. А. Виноградов ; сост. А. А. Удодов, авт. текста Т. Д. Цупко. – Липецк, 2012. – 13 л.
***
Неверов И. Право быть собой : в первую декаду мая в Липецке открылись четыре экспозиции, ставшие неожиданностью для мн. любителей изобразительного искусства : [в Липец. обл. картин. галерее представлены работы М. Виноградова] // Липецкая газета. ‒ 2006. ‒ 13 мая. ‒ С. 3.

Художник для миллионов // Липецкие известия. ‒ 2012. ‒ 16 мая. ‒ С. 2.

Вобликова С. «Лирический кубизм» художника : обл. краевед. музей раскрывает запасники авангарда // Липецкая газета. ‒ 2012. ‒ 2 июня. ‒ С. 7.

Макеева С. Край родной, навек любимый : [в Чаплыгин. краевед. музее открылась выст. М. А. Виноградова «Мой любимый край» из фондов обл. краевед. музея] // Раненбургский вестник [Чаплыгин. р-н]. ‒ 2014. ‒ 8 нояб.

Марков А. Мой любимый край : [в Липец. обл. краевед. музее проходит художеств. персон. выст. М. А. Виноградова] // Липецкие известия. ‒ 2017. ‒ 22 марта (№ 12). ‒ С. 13.

Соколова Т. Липецкий край ‒ любимая пристань : к юбилею Михаила Александровича Виноградова // Золотой ключик. ‒ 2017. ‒ 16 мая (№ 10). ‒ С. 30.

Портнихина Т. Вернисаж художника-патриота : [в Данков. краевед. музее состоялось открытие выст. работ липец. худож. М. А. Виноградова «Мой любимый край» из собр. Липец. краевед. музея] // Заветы Ильича [Данков. р-н]. ‒ 2018. ‒ 25 сент.

Кроль Т. Виноградов Михаил Александрович // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 200.