Революционные события 1917 года в России привели к ликвидации старой школы (церковно-приходского обучения) и необходимости формирования школы нового типа.
В 1919 г. Наркомпрос РСФСР одобряет проект С. Т. Шацкого о создании Первой опытной станции по народному образованию – группы опытно-показательных учреждений, состоявшей из двух отделений: сельского – в Калужской губернии и городского – в Москве.
Сельское отделение объединяло 13 школ 1-й ступени, 1 школу 2-й ступени и 4 детских сада. Городское отделение имело детский сад и школы 1-й и 2-й ступеней. В состав станции входили также внешкольные учреждения для детей и взрослых и постоянно действующие педагогические курсы, осуществлявшие подготовку и повышение квалификации учителей. Работники станции в теории и на практике разрабатывали вопросы содержания, методики и организации учебно-воспитательной работы в детском саду и школе, внешкольной работы с детьми в детских клубах, на детских площадках и в других учреждениях.
В 1921 году по такому же образцу была создана Гагинская опытная станция (ныне с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области). В состав станции вошли Гагинская, Гагаринская, Топовская, Урусовская, Загрядчинская школы, со временем – Зыковская, Троекуровская, школы города Михайлова и имени В. Г. Короленко в Москве. Во главе опытной станции стояло управление, находящееся в столице.
Основателем и руководителем опытной станции был известный педагог Александр Семенович Толстов.
Пристальное внимание Гагинской опытной станции уделяла Н. К. Крупская, чье имя было присвоено Гагинской средней школе в 1922 году.
В то время учителя имели преимущественно среднее образование. Поэтому для повышения их квалификации и планирования учебно-воспитательной работы при Гагинской опытной станции ежегодно проводились месячные курсы, на которые приглашались учителя из школ Раненбургского уезда и некоторых школ соседних областей. Занятия на курсах вели лучшие преподаватели вузов Москвы.
Учителя вели краеведческую работу, в которой стремились выявлять основные особенности и нужды деревни, села или округа.
Большинство учителей Гагинской станции вели общественную работу. К примеру, заведующий Загрядчинской школой А. А. Рождествин был членом исполкома, заведующий Денисовской школой А. А. Стеблев – секретарем сельсовета.
Педагогами опытной станции была проведена значительная работа по ликвидации неграмотности населения. В этой работе участвовали и школьники, обучая грамоте своих родителей. Работа проходила под лозунгом: «Грамотный, обучи неграмотного!» Силами учителей и учащихся было обучено грамоте (чтению и письму) более тысячи человек.
Опытной станцией впервые была введена летняя школа, включающая работу на пришкольных и полевых участках, походы и экскурсии.
В 1936 г. Гагинская опытная станция прекратила свою работу.