Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская (Болдырева) (20 (08 по ст. стилю) ноября 1883 – 11 ноября 1984), художник-живописец, график, член Союза художников СССР. Дочь старшего сына П. П. Семёнова-Тян-Шанского – Дмитрия. Родилась в Санкт-Петербурге. Обучалась в Петербургском Елизаветинском институте. Художественное образование получила в школе Общества поощрения художеств (классы Д. Н. Кардов-ского и М. В. Добужинского, 1909-1913), позже в Государственном институте истории искусств (1927-1930).
В 1905-1911 гг. ежегодно летом выезжала в усадьбу П. П. Семёнова-Тян-Шанского «Гремячка» Данковского уезда Рязанской губернии, где писала под диктовку деда его воспоминания «Путешествие в Тянь-Шань», помогала с написанием и отправкой многочисленной корреспонденции.
В годы Первой мировой войны – сестра милосердия в солдатском госпитале в Царском Селе. 1919-1922 гг. – воспитатель в детском доме (г. Детское Село). В 1925-1930 гг. работала руководителем экскурсионного отдела Государственного Эрмитажа. В 1930-е гг. выполняла оформление выставок и постоянных экспозиций для нескольких музеев г. Ленинграда. В 1933-1936 гг. – старший художник-оформитель Музея антропологии и этнографии АН СССР. В 1938-1940 гг. работала специалистом Государственной инспекции охраны памятников.
Летом и осенью 1941 г. была привлечена к работе по подготовке к эвакуации художественных ценностей из Эрмитажа. Вместе с мужем А. Н. Болдыревым (скончался в мае 1942 г.) осталась в блокадном Ленинграде. В 1941-1943 гг. работала по оформлению воинских частей, изготовлению агитационных материалов, одновременно выполняла задание по вязанию маскировочных сетей, несла ночные дежурства. В военных госпиталях написала большое количество портретов раненых солдат и офицеров. В 1943-1944 гг. работала в инспекции охраны памятников. В частности, привлекалась для выполнения зарисовок разрушений Павловского дворца после его освобождения в 1944 г.
Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В послевоенное время посвятила себя оформительской работе и творчеству. Близкое знакомство с Г. С. Улановой и А. Я. Вагановой помогло выполнить большую серию графических и живописных работ, посвящён-ных отечественному балету.
Значительное место в творчестве В. Д. Семёнова-Тян-Шанская уделяла портрету. Участник более чем 40 художественных выставок, первая из которых состоялась в 1910 г., где был представлен графический портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского. В 1967-м г. персональная выставка работ В. Д. Семёновой-Тян-Шанской экспонировалась в г. Чаплыгине, в 1968-м и 1970-м гг. – в Липецком областном краеведческом музее.
Картины художницы хранятся в таких музеях, как Русский музей, Пушкинский музей, театральный музей им. А. А. Бахрушина, мемориальнй музей П. П. Семёнова-Тян-Шанского (д. Гремячка), музей-усадьба П. П. Семёнова-Тян-Шанского (д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой обл.). Наибольшее количество ее работ находится в Липецком областном краеведческом музее, куда художница передала свои работы в 1970-х гг.
В 1960-1970-е гг. В. Д. Семёнова-Тян-Шанская внесла решающий вклад в сохранение и возрождение усадеб, связанных с именем её деда. Благодаря её ходатайствам в высшие органы государства к 150-летнему юбилею П. П. Семёнова-Тян-Шанского в 1977 г. были отреставрированы главный усадебный дом в Рязанке (Липецкая обл.) и Белый флигель в Гремячке (Рязанская обл.), где тогда же был открыт музей.
Вера Дмитриевна оставила мемуары (опубликованы частично), в которых дала описание усадеб рода Семёновых и Семёновых-Тян-Шанских, которые являются ценнейшим историческим источником для краеведов и историков.
А. А. Богданов