Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Липецкое отделение Союза художников СССР (1957)
Липецкое отделение Союза художников СССР (1957)

3 октября 1957 года в г. Липецке состоялось первое организационное собрание Липецкого отделения Союза художников СССР. Первоначально организация состояла из 8 человек: Н. П. Беляева-Попова, А. А. Вагнер, В. А. Куприянов, Н. К. Ростовцев, В. С. Сорокин, В. П. Попова-Шипова, И. В. Колесников, В. А. Шанин.

В 1957-1959 годах в его состав вошли:  Н. Н. Моревский, А. П. Кузнецов, А. И. Посталовский, В. П. Слушник.

Художникам для работы выделили помещение площадью 400 кв. метров, главными видами их деятельности были оформительские работы, исполнение заказных портретов и пейзажей. Лидером организации стал воспитанник московской школы живописи Виктор Семёнович Сорокин (1912–2001). В мае — июне 1959 года в военном городке и в помещении драматического театра состоялась художественная выставка, посвященная Неделе художника. Началась регулярная выставочная деятельность. 
Большое значение имело установление творческих контактов и товарищеских отношений с группой прогрессивных московских художников: Ириной Блюмель, Дмитрием Шаховским, Аллой Пологовой, Илларионом Голицыным и многими другими. Так в Липецке сложилось содружество живописцев, скульпторов, графиков, получивших основы пластического мышления от столичных художников-шестидесятников, инициаторов новых идей и направлений в изобразительном искусстве послесталинского периода. 
Лидером молодых липецких художников был Вилен Дворянчиков. Первым крупным успехом липецких мастеров стала Всесоюзная выставка молодых художников 1962 года в Москве. В ней участвовали И. Князев, В. Федосеев и Ю. Гришко, получивший за работу «Проба чугуна» третью премию ЦК ВЛКСМ. Зональные выставки были большим событием для художников. Самой значительной для молодых липчан стала 1-я зональная выставка «Край Черноземный» в Воронеже. За художниками Липецка, как крупного индустриального центра, на десятилетия закрепилась «рабочая тема». Сюжетная картина была «королевой выставок». Искусство отображало время и ощущение человека в нем. «Сталевары» В. Дворянчикова, триптих «Проводы» Е. Сальникова, «Семья» В. Лузанова, «Автопарк» А. Сорочкина, большие пейзажи В. Сорокина, В. Королёва, В. Слушника ставили и с энтузиазмом решали сложные творческие задачи.

Коллектив липецких художников развивался быстро и гармонично, в нем были представлены все виды и жанры искусства. В живописи работали Е. А. Вагнер, Н. И. Даньшин, И. В. Колесников, Г. А. Мелёхин, И. Г. Мишин, Е. А. Дурнев; в графике — М. А. Виноградов, А. И. Дюженков, А. А. Климов, И. В. Малявкин, В. А. Федосеев; активно трудились скульпторы. Выставки устраивали в помещении драматического театра, в заводских цехах, на открытых площадках. В монументальной живописи работали В. Д. Дворянчиков, Е. П. Сальников, А. М. Сорочкин, В. М. Лузанов. В области стала появляться монументальная скульптура, выполненная липецкими авторами. Наиболее известная работа — монумент «Слава труду» на площади Революции в Липецке (скульптор Ю. Гришко, автор идеи В. Дворянчиков). «Липецкий Союз был на первом месте не только в Черноземье, но и в России, если не считать Москву и Петербург. Такие уж талантливые люди подобрались», — писал В. С. Сорокин. К концу 1960-х годов период становления организации в целом завершился.

В 1970-е годы липецкие художники сосредоточились на индивидуальном творческом и профессиональном развитии. Многие из них уходили в нейтральное пространство пейзажа и натюрморта. В произведениях А. Сорочкина, В. Дворянчикова зазвучали ноты драматизма, эмоциональной напряженности, в картинах Е. Сальникова сквозили ироничность и непокорность. Художники, приезжавшие в Липецк, попадали под сильнейшее влияние В. Сорокина и А. Сорочкина, но все же стремились выработать свою манеру. Среди них Н. Углов, Н. Климов, В. Вяльцев, Н. Савенков, создавший большие картины о спорте. В скульптуре появились талантливые мастера: А. Вагнер, выпускник Суриковского института, Е. Вольфсон, И. Мазур, А. Пикулев. В графике А. Климов писал акварели, М. А. Виноградов работал в жанре печатной гравюры, пейзажа и натюрморта в темпере, И. В. Малявкин создавал большие полотна, посвященные металлургии и авиации. В разных жанрах творили молодые художники А. Новосёлов, А. Жданов, В. Шальнев, Д. Дикарев, Б. Инкелес. Особняком стояло творчество Василия Ивановича Шевченко, талантливого самоучки, удивлявшего живописной выразительностью работ и непостижимой фантазией.

В начале 1970-х годов на фабрике «Липецкие узоры» и учебном комбинате при ней творили талантливые мастерицы из города Семёнова: Марфа Фёдоровна Синёва, Марья Фёдоровна Пачуева, Зинаида Васильевна Прыткова, мастер лаковой миниатюры из с. Холуй Виктор Фёдорович Блинов.

В 1978 году липецкие художники получили собственный выставочный зал на улице Ленина. Областные, групповые, персональные выставки сменяли друг друга, зал принимал множество передвижных выставок.

В 1980-е годы в творчестве липецких художников зазвучали новые темы: проблема вымирающих сел (В. Лузанов), цена Победы (В. Дворянчиков). Большинство живописцев и графиков ушли в жанр пейзажа и натюрморта. Творческий подъем переживал В. С. Сорокин, его работы оказывали большое влияние на молодежь.

Активно трудились скульпторы. В 1984 году был воздвигнут памятник В. Скороходову работы Юрия Гришко. К 40-летию Победы на площади Героев был установлен монументальный рельеф «Тыл — фронту» — совместная работа Ю. Гришко, Е. Вольфсона и И. Мазура. В 1987 году на улице Ленина поставили монумент «Медные трубы» — реквием жертвам всех войн и революций работы Александра Вагнера.

Появились новые мастера среди липецких художников: график и живописец Лидия Скаргина, живописец И. П. Васильев. В 1987 году проявила себя группа «Арт», объединившая единомышленников Олега Кузина, Ольгу Ясинскую, Владимира Басинского, Виктора Яичникова, принципиально отказавшихся от традиционного реализма.

В 1992 году в Липецке открылся прижизненный Музей-мастерская народного художника России Виктора Семёновича Сорокина, сразу получивший второе название – Дом Мастера. Становление музея проходило под руководством ученика В. С. Сорокина В. Д. Дворянчикова. Здесь были организованы выставки выдающихся художников: Анны Голубкиной, Владимира Фаворского, Дмитрия Шаховского, Альбины Акритас, Лазаря Гадаева и других. В выставочном зале в 1990-е годы первенствовали ветераны Липецкого отделения Союза художников В. И. Королёв и А. М. Сорочкин, В. Д. Дворянчиков и В. М. Лузанов, Е. П. Сальников и В. П. Слушник, В. Я. Соболев и В. И. Миронов, Н. Ф. Углов и Н. И. Климов. Традиции В. С. Сорокина, по-разному воспринятые и интерпретированные, заметны в творчестве В. Вяльцева, И. Фёдоровой, Е. Иноземцева, В. Пичугина, В. Шальнева, П. Весёлкина, Т. Жебылёвой.

Ирина Дворянчикова и Ольга Буева, Александр Колыхалов и Андрей Удодов, Александр Журавлёв и Александр Тимофеев в своем творчестве продолжают традиции академической живописи.

Другое направление представляют Б. Борисов, Е. Рудницкий, Н. Старик, В. Колобовников, В. Канищев, Д. Дикарев. Р. Вико, приехавший из Узбекистана, привнес в Липецк традиции ташкентской школы живописи.

Большинство липецких графиков – акварелисты. Стилистические особенности сближают А. Никитина, А. Петрова, В. Леликова. Колорит старинного Ельца передает в своих работах А. А. Климов.

Липецкие скульпторы А. Сулин, В. Челядин работают и в станковой, и монументальной, и садово-парковой пластике. Н. Базаев создает философско-символические объекты, Эльвира Вознесенская обратилась к рельефу на религиозные темы. В. Н. Кравченко подарил Ельцу несколько памятников.

В монументально-декоративном искусстве успешно работают Наталья и Владимир Куликовы, создавая своеобразные витражи.
Храмовое искусство представляет семья Марченко, в декоративно-прикладном искусстве интересно работал Ю. Потапов в технике эмали по металлу, его сын Алексей Потапов увлечен керамикой.

Литература

Нечаева Т. Полвека вместе // Липецкие художники : Липецкой организации Союза художников России – 50. – Липецк, 2008. – С. 5-22.

Нечаева Т. Липецкая организация Союза художников России // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 324-325.