Строительство металлургического завода в Липецке в начале 1930-х годов вызвало необходимость получения квалифицированных педагогических кадров. Целесообразным стало создание индустриально-педагогического техникума, инициатором и первым директором которого стал Петр Васильевич Хлебников, а с 1 августа 1931 года его возглавил выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов.
Позднее учебному заведению было присвоено имя С. М. Кирова. В конце 1930-х годов техникум преобразуется в училище и директором становится В. И. Устинов.
В 1939 году в училище обучалось 619 человек, а педагогический коллектив состоял из 26 преподавателей.
За 18 лет существования педучилище обеспечило учителями высокой квалификации школы Липецка и других областей Советского Союза.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР по Министерству высшего образования был издан приказ от 29 июля 1949 года о реорганизации 30 педагогических училищ в учительские институты. В числе других было реорганизовано и Липецкое педучилище.
1 сентября 1949 года начали занятия 200 студентов нового учебного заведения – Липецкого государственного учительского института. Первым его директором стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов, который возглавлял институт до 1954 года.
Были созданы два отделения (физико-математическое, русского языка и литературы) и пять кафедр (основ марксизма-ленинизма, русского языка и литературы, математики, физики, педагогики).
Липецкий государственный учительский институт просуществовал 5 лет. Из стен института вышли 696 учителей семилетней школы, из них 362 учителя физики и математики и 334 учителя русского языка и литературы.
В середине 1950-х годов началась реорганизация учительских институтов в педагогические. Приказом Министерства просвещения СССР от 8 июня 1954 года Липецкий учительский институт реорганизован в педагогический. Директором института стал Трофим Ильич Поподько.
Вуз начал работать с 1 сентября 1954 года в здании педагогического училища. 20 августа 1955 года в связи с увеличением числа специальностей и количества студентов институт переехал в здание бывшей школы ВВС в поселке «Свободный Сокол».
Устанавливался 5-летний срок обучения. Содержание и качество занятий обеспечивал обновленный преподавательский коллектив, в котором увеличивалось число кандидатов наук, доцентов.
С 1955 года началась подготовка учителей истории.
Конец 1950-1960-е годы ознаменованы приходом в институт ярких личностей: М. М. Слонимского, В. М. Важинского, А. И. Борозняка, О. П. Околелова, А. В. Райкова, С. Т. Ваймана, В. В. Щеулина, К. Р. Лапиной, Б. Т. Панова, К. А. Москаленко, Г. И. Горской, С. А. Шмакова. Многие из них защитили докторские диссертации и стали первыми профессорами института.
В начале 19960-х годов институт заявил о себе во всесоюзном масштабе «Липецким опытом», у истоков которого стояли К. А. Москаленко и Г. И. Горская. Их идеи дали мощный импульс к поиску учителями липецких школ эффективных форм и методов обучения.
В работах С. А. Шмакова и его коллег была разработана новаторская система работы с молодежью, организации оздоровительной и досуговой деятельности учащихся, которая реализовалась через деятельность клуба «Радуга».
Мощный рывок в развитии вуз сделал в 1970-начале 1980-х годов. В эти годы институт возглавлял Борис Николаевич Бабин. При нем появляются новые учебные корпуса в центре города, общежитие.
В 1970 году начали работать факультеты: биолого-химический, иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 году – индустриально-педагогический, художественно-графический, учителей начальных классов. В 1975 году образовался деканат по работе с иностранными студентами.
В этот период повышается уровень научно-методического оснащения учебного процесса. Приоритетным направлением научно-исследовательской работы становится школа. Налаживались контакты с учительством города. В 1974 году на базе института была проведена Всесоюзная научная конференция по проблеме «Формирование общественно-политической и познавательной активности студентов педагогических вузов».
Накопленный потенциал позволил ко второй половине 1980-х годов превратить вуз в современный влиятельный центр педагогического образования Липецкой области. В этот период ректором института стала Вера Федоровна Чернова (1988-2000).
Показателем растущего потенциала учебного учреждения стало резкое увеличение числа специальностей, создание в середине 1990-х годов новых факультетов: экономики и информатики, педагогики и психологии, музыкально-педагогического, – включение в число реализуемых университетских специальностей, таких, как: история, психология, экология, химия, прикладная математика и ряд других.
Итогом многолетней плодотворной работы стало изменение статуса учебного заведения. С 2000 года педагогический институт стал педагогическим университетом (ЛГПУ), возглавил который Павел Георгиевич Бугаков.
В 2015 году началась реорганизация практически всех сфер жизни в ЛГПУ, направленная не только на стабилизацию процессов, но на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров.
Новый ректор вуза – кандидат педагогических наук, доцент Нина Владимировна Федина предложила новую динамичную программу развития вуза, частью которой стала и реструктуризация учебного заведения.
На основе 13 факультетов было создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили в своих рядах специалистов кафедр, занимающихся родственными проблемами. Произошло объединение ресурсов, появились новые возможности для научной, учебной и творческой работы в едином направлении. Благодаря этому актуализируется содержание преподаваемых дисциплин, возрастает обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности.