Освоение целинных и залежных земель стало одной из значимых страниц послевоенной истории России. Оно сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства и помогло на время снять остроту зерновой проблемы. Государство поставило задачу освоить 13 миллионов гектаров новых земель. Даже по современным меркам этот проект иначе как грандиозным не назовешь.
2 марта 1954 года вышло постановление Пленума ЦК КПСС об освоении целинных и залежных земель на Урале, в Сибири, Казахстане, Поволжье, на Северном Кавказе.
Постановление правительства нашло горячий отклик среди молодежи всей страны и Липецкой области в том числе. Отборочные комиссии не успевали разбирать заявления желающих выехать на освоение целинных земель. Тысячи комсомольцев, юношей и девушек просили считать их «мобилизованными на битву за целинный урожай». Так, за первые несколько дней в Липецкий горком комсомола пришло сразу полторы сотни заявлений. В районные комсомольские ячейки области поток заявлений на получение комсомольских путевок на целину был не меньшим. «В Измалковский районный комитет ВЛКСМ от гражданина Малютина Валентина Петровича... Заявление. Прошу направить меня по призыву партии и правительства на освоение целинных и залежных земель в Алтайский край. Я по специальности шофер и желаю отдать все силы и знания в решении задач, поставленных партией и правительством в деле освоения целинных и залежных земель. 1 марта 1954 г. Малютин»
Было множество коллективных заявлений, объединяющих молодежь разных профессий. Вот что значится в документе заворга Грязинского РК ВЛКСМ Л. Гончарова: «Список молодежи, отъезжающей на освоение целинных и залежных земель из Грязинского района на получение комсомольских путевок: Азарина Татьяна Петровна – штукатур 4 разряда, Овсянкина Валентина Евгеньевна – штукатур 4 разряда, Зюзин Иван Аникеевич – столяр 4 разряда».
К маю 1954 года на целину прибыло 140 тысяч, а к концу 1956 года – более 350 тысяч молодых новоселов. Среди них были и посланцы нашего региона. Они работали в Алтайском крае и Кокчетавской области Казахстана.
На долю первоцелинников выпадали серьезные трудности. Целинные морозы и жара, недоедания и недосыпания, отсутствие элементарных социально-бытовых удобств и, параллельно с этим, жесткость самой механизаторской, хлебопашеской работы – все это делало освоение новых земель тяжким трудом, требующим огромной выдержки и мужества. Участница Великой Отечественной войны, первоцелинница, автор книги «Хлеб, которым делишься» Ольга Константиновна Кожухова, вспоминая о целинной молодости как-то сказала: «На войне хоть кто-то заботился накормить солдат, а на целине этой заботы не было». И, тем не менее, первоцелинники перед трудностями не пасовали.
Еще одна первоцелинница Нина Алексеевна Кучма не осталась в стороне от благородного порыва советской молодежи. Когда началось освоение целинных земель, Нина Алексеевна, дочь погибшего фронтовика, выпускница ремесленного училища, комсомольская активистка, конечно, не могла остаться в стороне. Пришлось решать только куда ехать – в Казахстан или на Алтай. В райкоме комсомола висела географическая карта и Нина с подругой путем незамысловатого выбора – попадания пальцем с закрытыми глазами – выбрали Казахстан.
В апреле 1954 года Кучма приехала на целину. Встречали с духовым оркестром, речами. Первое время жили в вагончиках, потом были распределены по совхозам. Нина Алексеевна с подругой попали в Тимирязевский совхоз.
Изначально Нина Алексеевна работала на радиостанции радистом, затем была избрана секретарем комсомольской организации совхоза. На целине она познакомилась со своим будущим супругом Василием Яковлевичем Кучмой.
Эпизод из воспоминаний целинной юности Нины Алексеевны: «Для поездок на областные конференции, слеты, пленумы наш директор давал грузовую крытую машину и трактор. В машину стелили солому, на нее – палатку, надевали на себя теплую одежду, сверху пальто и обязательно плащ, чтобы не продувало. Все ложились в ряд и пели песни, поочередно меняясь местами, чтобы крайние не мерзли. Как-то директор дал нам «летучку» – машину с крытым металлическим кузовом. Это было что-то! Мороз пробирал до костей. Мы забарабанили по стенке, шофер услышал. Чтобы спасти ребят от холода, шофер предложил разжечь паяльную лампу и направить ее пламя на металлическую стенку кузова. Мы закричали: «УРА!» Он зажег лампу, научил одного из ребят ею пользоваться. И вот в машине стало жарко, как в натопленной хате. Когда подъехали к райкому и начали выпрыгивать из машины, хохот оглушил Марьевку. Оказывается, мы так закоптились, что были черные, как негры, только зубы белые сверкали. В машине-то было темно и мы друг друга не видели. Мы потом еще долго хохотали, вспоминая ту поездку».
Из отчетного доклада секретаря Елецкого горкома ВЛКСМ Денисова С. Г. на XIX городской комсомольской конференции от 18 ноября 1956 года: «Около тысячи елецких комсомольцев поселились в Алма-Атинской, Кокчетавской, Кустанайской областях и поднимали там целину. Около 500 юношей и девушек нашего города славно потрудились нынешним летом в Кустанайской области и помогли убрать богатый урожай, среди них рабочие завода п/я 113 Юрий Шепелев и Надя Морева, студенты педагогического института Игорь Кузнецов и Галина Бородай, молодые железнодорожники Артур Целыковский, Федор Готовкин, Николай Неклюдов, студенты художественного училища Макаров и другие. Они косили хлеба, работали на ссыпных пунктах, асфальтировали тока, работали в лабораториях и опытных станциях, а кое-кому пришлось быть и маляром и поваром».
За активное участие в уборке урожая в Кустанайской области ЦК ВЛКСМ наградил Липецкую городскую комсомольскую организацию Почетной грамотой. 145 липчан за трудовые подвиги на целине награждены значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель».
Не оставались в стороне от общего дела и наши предприятия. Железнодорожные цеха Липецкого тракторного и Новолипецкого металлургического заводов включились в соревнование за быстрейшее продвижение тракторов и запасных частей для целинных хозяйств. Уже в апреле 1954 года с ЛТЗ были отправлены вагоны с новыми тракторами КДП-35» и «КД-35» в Казахстан. Наши механизаторы с гордостью вывесили на них плакаты: «Липецкий тракторный завод – для освоения целинных и залежных земель Казахстана». Маршрут пролегал до узловой станции Арысь. Отсюда они были направлены в Джамбулскую, Талды-Курганскую и Алма-Атинскую области.
При самоотверженном участии молодых людей было поднято 36 миллионов гектаров земель – это равно посевным площадям Англии, Франции, Западной Германии и Японии вместе взятым. Историческое значение этой крупномасштабной акции заключалось в том, что она сыграла существенную роль в становлении крупного зернового производства и в социально-экономическом развитии сельских территорий. Были протянуты тысячи километров линий электропередач, проложены новые железные дороги и автомобильные магистрали, построены сотни элеваторов, заводов и фабрик.
Вспоминая сегодня о подъеме целины, особенно восхищаешься решительностью и энтузиазмом тех молодых парней и девушек, которые, оставив домашний уют, устремлялись в необжитые края, где их ждали трескучие морозы и жестокие суховеи. Вот этот пример трудового героизма в особенности достоин уважения и памяти.
Маргарита Куприна,
ведущий археограф
ОКУ «Государственный архив новейшей истории
и документов по личному составу Липецкой области»