По утверждению историков, гончарный промысел в с. Добром Липецкой области (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. На территории села местные жители периодически находят фрагменты керамических сосудов, реже – игрушки. Форма гончарных изделий – традиционная, характерная для большинства гончарных центров России, обусловленная функциональным назначением сосудов. Это крынки, бутыли для вина, масла и керосина, молочники, горшки, миски, кружки, рюмки, горшки для цветов и т. д.
Наряду с посудой, мастера делали игрушку. Добровскую игрушку условно можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, (как указывает искусствовед Н. А. Прямкова) связана с влиянием романовской глиняной игрушки, – это пустотелые и цельные фигурки-свистульки птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским – одним цветом голова и с тремя разноцветными полосками поперек спины. В эту же группу можно отнести всадника.
К другой группе относятся игрушки гончарного типа. Появление подобных игрушек естественно в промысле, где преобладает гончарное дело. Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н. А. Прямковой, о достаточно архаичных истоках этого сюжета.
Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи. Игрушку гончары делали ‒ «баловались», лепили в основном простейшую птичку-свистульку. По данным «Памятной книжки Тамбовской губернии» (1894 г.) [3, с. 229], «гончарным производством» занимались «по нескольким селениям Добринской» волости. «В указанных селениях многие крестьяне, некоторые круглый год, но большинство в свободное от других занятий время, делают простые глиняные кувшины и горшки для пищи, молока и цветов, а также корчаги и дымовые трубы. Изделия расходятся, большею частью, на местных сельских рынках, но спрос бывает и из соседних городов не только Тамбовской, но и других губерний» [3, с. 229].
В селении Добром (по данным на 1894 год) традиционно проходили четыре сельские ярмарки, «с 1 по 9 мая, с 23 по 28 июня, с 7 по 9 сентября и с 1 по 8 декабря» [6, с. 368], являвшиеся для крестьянского населения «местом сбыта хлебных продуктов» и «привоза всякого рода товаров». Свою посуду добровские гончары продавали на еженедельных местных деревенских базарах, а также возили в Грязи, Липецк, Елец, Раненбург (Чаплыгин) и Воронеж вплоть до тридцатых годов ХХ века.
В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Луневы, Пустоваловы, Тюрины. Посуду и игрушки продавали на ярмарках, проводимых по большим церковным праздникам. В 30-е годы 25-30 человек занимались гончарством на дому. В марте 1938 года была организована артель «Ударник», куда вошли 17 человек [1, с.7]. В 1980 году начал работать Добровский керамический цех, где, наряду с гончарным формованием, стали заниматься шликерным литьем.
Главную роль в сохранении и передаче традиций гончарного промысла села Доброе сыграла деятельность потомственных гончаров Пустоваловых: народного мастера Ивана Константиновича Пустовалова (1926-2001), его брата, Василия Константиновича Пустовалова (1933-2013), его сына Михаила Ивановича Пустовалова (1955-2001). И дед их, и отец – Константин Григорьевич и дядя – Василий Григорьевич ‒ были гончарами. Возле их дома располагались мастерская и горн. С детских лет братья были приобщены к гончарному ремеслу. Сын Ивана Константиновича Михаил также был гончаром и работал в Добровском керамическом цехе.
В настоящее время гончарный промысел в с. Добром угас. Умерли потомственные гончары, прервалась мужская линия передачи народных традиций. Попытки сохранения традиций добровской игрушки и гончарства предпринимаются преподавателями института культуры и искусства ЛГПУ, сотрудниками Липецкого Областного центра культуры и народного творчества, специальной школы-интерната г. Грязи, учреждениями образования и культуры села Доброе и Преображеновки.
На сегодняшний момент двое учеников И. К. Пустовалова делают попытки сохранения традиций глиняной игрушки с. Доброе Липецкой области: С. Ю. Пастухова (преподаватель Института культуры и искусства ЛГПУ, учитель специальной школы-интерната г. Грязи) и И. С. Князева (учитель средней школы с. Доброе).
Важную работу по сбору черепков посуды и игрушки проводит учитель истории школы с. Доброе Т. В. Черномордова. На протяжении многих лет ею и ее учениками собраны и переданы в фонд научного краеведения Липецкой области множество артефактов.
Отрадно, что в последнее время в связи с развитием туристско-рекреационной зоны возрос интерес к изучению и сохранению традиций добровской игрушки в селах Доброе и Преображеновка. Там в рамках проекта «Глиняное чудо» предпринимают попытки восстановления добровской игрушки Ирина Князева и Инна Федерякина.