Священник, писатель, этнограф и фольклорист Д. Г. Булгаковский (настоящая фамилия Булгаков) родился 12 сентября 1843 года в г. Ельце Орловской губернии (ныне Липецкой области) в семье дьячка местной Предтеченской церкви. Учился в Ливенском уездном духовном училище, затем два года в Орловской духовной семинарии, которую не окончил из-за смерти отца и отсутствия денег.
В 1864 году Дмитрий Булгаковский получил место учителя в народном училище с. Зачистье Борисовского уезда Минской губернии, подрабатывал также и волостным писарем. Но через год он снова поступил в духовную семинарию – в Минске, которую окончил в 1869 году. В этом же году он женился и на протяжении многих лет был священником в приходах Белоруссии.
В это время у него проявилась склонность к литературному труду и интерес к народной жизни. Еще учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» (1868, № 23) работу под названием «Белорусские песни. Волочебные. (записаны в Борисовском уезде Д. Булгаковским)». Широко известен его труд «Пинчуки. Этнографический сборник. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверия и местный словарь» (1890), за который Императорское русское географическое общество наградило Д. Г. Булгаковского малой золотой медалью.
С 1876 года Д. Г. Булгаковский служил в Литовской епархии. В июле 1885 года он был назначен на должность настоятеля Рождества-Богородицкой церкви в местечке Лужки Виленской губернии, где незадолго до этого в результате пожара сгорели дома местных жителей и церковь. К этому времени отец Димитрий овдовел, на руках у него остались трое детей, собственного жилья он не имел. Но врожденный оптимизм, необыкновенное трудолюбие, твердая вера в промысел Божий и помощь людскую сделали, казалось, невозможное: церковь была восстановлена в три месяца!
Несмотря на это, духовная консистория отнеслась к заслугам Д. Г. Булгаковского прохладно: с молодых лет священнику свойственно было идеализировать пастырское служение, он сам был кристально честным, бескорыстным и бескомпромиссным и того же требовал от других, что приводило к конфликтам.
В октябре 1888 года он был переведен священником в военное ведомство, а в 1890 году уволен по болезни. Он переехал в Петербург, и все свои силы отдал литературной и общественной деятельности. В 1902 году отец Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Святейший Синод удовлетворил его прошение, разрешив вступить на гражданскую службу. Вскоре он получил штатное место в Министерстве финансов и в возрасте 57 лет стал вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета.
Постепенно обозначилось главное дело его жизни и литературной работы – борьба за народную трезвость и народное просвещение. Его литературная деятельность была весьма разнообразной: религиозно-нравственные, исторические, этнографические, агиографические, антиалкогольные и военные труды, беллетристика.
Роман Д. Г. Булгаковского «Близнецы» (1903) рассказывает о московской жизни 70-х годов. В автобиографической повести «В стороне от жизни» (1909) на основе личных переживаний автора описывается драма священника, снимающего с себя сан. Борьбе с пьянством посвящены брошюры «Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него» (1898), «Вино на Руси по памятникам народного творчества литературным и художественным» (1902), «На помощь» (1902) и др. Литературно-художественный альбом «Эхо. Пьянство и его последствия» (1898) получил серебряную медаль на Парижской Всемирной выставке в 1900 году. В 1904 году вышла книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище», посвященная блаженной Ксении Петербургской. К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года Д. Г. Булгаковский написал труды «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» и «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне». Все его литературное наследие насчитывает более 170 наименований. С 1912 года он был редактором-издателем выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости».
В 1916 году Дмитрий Гаврилович из-за крайней бедности и прогрессирующего ревматизма суставов был вынужден перебраться из Петрограда в Гатчину, где прожил около года, а затем в Ярославскую губернию, в д. Пищалино Любимского уезда. Там он пытался завершить свое исследование о Валаамском монастыре. Последние его письма датируются 1918 годом и свидетельствуют о физических и духовных страданиях писателя. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Г. Щеглов в монографии «Печальник о благе народном. Жизнь и литературные труды Д. Г. Булгаковского» (Минск, 2009) писал, что всю свою жизнь он – в сане и без сана – вдохновляемый возвышенными идеалами и верой, вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам, преодолевая порой отчуждение, непонимание и давление, отдавал свои силы, энергию, способности на служение людям. Его искренне заботило народное благо. Он хотел, чтобы простой русский человек жил лучше, чище, нравственнее, приобщаясь к неистощимым сокровищам Веры и Просвещения.