В период Гражданской войны в России в 1920 году 3-й авиационный парк прибыл в г. Елец Орловской губернии (ныне Липецкой области) из г. Гжатска Смоленской губернии (ныне г. Гагарина Смоленской области). Целью его было снабжение авиационных частей аэропланами, моторами, запасными частями, техническим имуществом, а также ремонт неисправного имущества и подготовка специалистов для пополнения авиационных отрядов.
Изначально в апреле 1916 года на базе 6-й авиароты в Жмеринке (Винницкая область, Украина) был сформирован 6-й авиапарк, технологические возможности которого позволяли выполнять на его базе серьезные доработки самолетов. К ноябрю 1917 года в связи с началом демобилизации русской армии все авиапарки перебазировались вглубь страны. 6-й авиапарк оказался в Полтаве, затем в Сызрани и Казани. В 1919 году 6-й авиапарк стал называться 3-м и был передислоцирован в г. Гжатск, а в апреле 1920 г. обосновался в Ельце. Здесь ремонтировались самолеты разных конструкций, среди которых преобладали аэропланы типов «Ньюпор» и «Фарман».
10 августа 1921 года Декретом Совнаркома при Главвоздухфлоте было создано Правление фабрично-заводскими предприятиями Военного воздушного флота («Промвоздух»), которое должно было организовать работу ремонтных органов Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота (РККВФ) на хозрасчетной основе. 7 декабря 1921 года постановлением «Промвоздуха» 3-й авиапарк был переименован в ремонтный воздухозавод № 3.
С окончанием Гражданской войны руководство РККВФ взяло курс на оптимизацию воздушных сил страны. Ставка делалась на производство и закупку новых самолетов, а старые, выработавшие свой ресурс аэропланы выводились из состава авиационных частей. В этих условиях в июле 1922 года была создана комиссия по ликвидации завода. К 7 октября 1922 года комиссия, а вместе с ней и весь завод, закончили свою работу.
Литература
Ковалев С. Ю. На честном слове и на одном крыле... // Записки Липецкого областного краеведческого общества. – Липецк, 2016. – Вып. XI. – С. 114-118.