Строительству Байкало-Амурской магистрали придавалось огромное значение. БАМ должен был стать вторым, более коротким по сравнению с Транссибом, выходом к Тихому океану. Магистраль должна была явиться очередным этапом комплексного освоения нефтяных и газовых богатств Сибири и Дальнего Востока, продолжив линию Тайшет-Лена, которая должна была пересечь и соединить реки Енисей и Ангару с Нижним Амуром.
8 июля 1974 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берега озера Байкал высадились первые строители. БАМ был объявлен Всесоюзной Ударной Комсомольской стройкой, где царила своя определенная романтика, привлекшая советскую молодежь. В итоге 1974-й год стал вторым рождением БАМа.
По всей стране среди комсомольцев развернулось соревнование по выполнению заказов для Всесоюзной стройки. Липецкий комсомол не стоял в стороне от происходящих глобальных событий в стране. Вот о чем гласит Постановление, принятое 17 сентября 1974 года (п. 31а) (Протокол № 8 заседания бюро Липецкого обкома ВЛКСМ от 30 сентября 1974 года):
«Бюро Центрального комитета ВЛКСМ приняло Постановление «Об инициативе комсомольских организаций по досрочному и качественному выполнению заказов для Байкало-Амурской железнодорожной магистрали»...
Придавая исключительно важное значение шефству комсомольских организаций области над выполнением заказов для Всесоюзной стройки, бюро обкома ВЛКСМ постановляет:
1. Обязать горкомы, райкомы ВЛКСМ принять конкретные меры по широкому распространению инициативы комсомольских организаций промышленных и транспортных предприятий, проектных и исследовательских институтов страны, выполняющих заказы для Байкало-Амурской магистрали.
2. Райкомам, горкомам ВЛКСМ развернуть боевое комсомольское соревнование среди молодежных коллективов, молодых рабочих и специалистов, рационализаторов и изобретателей за досрочное и качественное выполнение проектных работ. Направить усилия комсомольско-молодежных коллективов, каждого молодого работника, предприятий и организаций – поставщиков на разработку встречных планов и повышенных социалистических обязательств по изготовлению заказов для этой важной стройки.
3. Обязать редакции областной молодежной газеты «Ленинец» и молодежного радиовещания подробно рассказывать о работе комсомольских организаций, молодежных коллективов по досрочному выполнению заказов для Байкало-Амурской магистрали ...»
На строительство БАМа хлынули тысячи комсомольцев, они и были основной рабочей силой. Липецкая область отрекомендовала в ряды первопроходцев лучшую часть своих комсомольцев. Постановление, принятое 18 августа 1975 года (п. 13а) (Протокол № 23 заседания бюро Липецкого обкома ВЛКСМ от 29 августа 1975 года):
«Направить на строительство БАМа по комсомольским путевкам следующих товарищей:
Харькину Любовь Владимировну – бетонщицу завода ЖБИ г. Липецка;
Кореневскую Ларису Геннадьевну – окончившую 10 классов средней школы;
Воронина Валерия Ивановича – уволенного в запас из рядов Советской Армии;
Козлову Антонину Александровну – штукатура СУ-5 треста «Жилстрой» г. Липецка;
Нархова Николая Александровича – шофера Добринского районного отделения «Сельхозтехника»;
Першина Алексея Степановича – тракториста Добринского СМУ-2;
Красникова Василия Николаевича – шофера Добринского районного отделения «Сельхозтехника»;
Красникова Алексея Николаевича – шофера Добринского районного отделения «Сельхозтехника»;
Родионова Ивана Николаевича – шофера Хлевенского РК ВЛКСМ;
Кротких Виктора Федоровича – тракториста Хлевенского районного отделения «Сельхозтехника»;
Ситникову Людмилу Ивановну – машиниста мостового крана Липецкого тракторного завода;
Капичникова Алексея Петровича – автокрановщика Измалковского районного отделения «Сельхозтехника»;
Буркова Игоря Васильевича – каменщика СУ-7 треста «Промстрой» г. Липецка;
Юрченко Веру Алексеевну – машинистку Усманского РК ВЛКСМ;
Богомолова Михаила Егоровича – плотника Усманского завода литейного оборудования...»
Всего предстояло построить 4200 км дороги. Навстречу друг другу двинулись бригады строителей от Байкала и от Тихого океана.
Вот основные вехи стройки.
14 сентября 1975г. было уложено «серебряное» звено линии Тында-Чара, а в декабре 1975г. прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный.
В ноябре 1976 г. был сдан во временную эксплуатацию участок БАМ-Тында, а в 1979 г. введен в эксплуатацию участок Тында-Беркакит. Фактическая стыковка состоялась 29 сентября 1984г. на разъезде Балбухта, а уже 1 октября 1984 г. на станции Куанда состоялось официальное открытие и празднование – укладка «золотого» звена.
Все СМИ страны сообщали о триумфальном завершении строительства БАМа. Однако дорога еще не была готова к эксплуатации. Лишь через пять лет, в 1989 году, магистраль заработала регулярно. Финальная точка в строительстве БАМа была поставлена лишь в 2003 году, после открытия 16-километрового Северомуйского тоннеля.
Маргарита Куприна,
ведущий археограф
ОКУ «Государственный архив новейшей истории
и документов по личному составу Липецкой области»