Во второй половине XIX века в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области) активно развивалась промышленность, рос торговый оборот. За 8 лет (1855-1863) число промышленных предприятий выросло от 79 до 313. На долю мукомольной промышленности приходилось 44,5% всей выработанной в 1866 году промышленной продукции. В конце 1860-х годов хлеба вырабатывалось больше, чем можно было доставить и продать в других районах. По ходатайству елецких дворян, купцов и промышленников государь Александр II утвердил концессию на строительство железной дороги от г. Ельца до станции Грязи Воронежской земской железной дороги.
30 августа 1868 года из Грязей в Елец пришел первый поезд. По новой железнодорожной ветке через Липецк открылось регулярное движение. В этом же году начало свою работу Елецкое локомотивное депо. В 1869 году железная дорога соединила Елец с Борисоглебском, в 1870 – с Орлом, в 1874 – со станцией Узловая, в 1894 – с Лебедянью и Астаповым, в 1897 – со станцией Валуйки. Город стал пересечением важнейших железных дорог, что обеспечило выход продукции на рынки многих губерний России.
Для обслуживания железной дороги в 1869 году в Ельце было открыто первое в России технико-железнодорожное училище, получившее имя государя Александра II. Училищем управлял специальный попечительский совет, но подчинялось оно управляющему Орловско-Грязинской железной дороги.
За строительством железной дороги последовал новый существенный рывок в развитии экономики края. В 1888 году на средства уездного земства около станции «Елец-Товарная» был открыт первый механизированный русский элеватор. Он обладал колоссальной для того времени вместимостью – 400 тысяч пудов хлеба. С началом его работы значительно улучшились условия хранения зерна, снизились накладные расходы при продаже продукции. За Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья.
В настоящее время Елецкое отделение Юго-Воcточной железной дороги – филиал ОАО «Российские железные дороги», одно из крупнейших предприятий Ельца, на котором трудятся более 5,5 тысяч человек.
По кн.: Ляпин Д. А. История Липецкой области с древнейших времен до 1991 года.
Литература
Ляпин Д. А. История Липецкой области с древнейших времен до 1991 года / Д. А. Ляпин – [Б. м. : Б. и.], 2016. – 248 с.
Елецкое отделение «ЮВЖД» // Елец промышленный : страницы истории елец. предприятий / авт.-сост. О. В. Тулинова. – Елец, 2008. – С. 30-35.
Головачев А. А. История железнодорожного дела в России / А. А. Головачев. – М. : Дело, 2016. – 568 с. – Из содерж.: [Выдача концессии и финансирование стр-ва Орловско-Грязской (Елецко-Грязской) дороги] : с. 204-207, 319-334.
Дорога железная, как ниточка тянетcя... : [к 50-летию Елец. отд-ния Юго-Воcточ. ж.-д.] // Красное знамя [г.Елец]. – 1996. – 10 cент.
Дьячков Л. Экспериментальное кольцо Муравьева : [в Елец. отд-нии Юго-Воcточ. ж.-д. создан центр научно-техн. информации с учебн. классами, компьютерн. техникой, действующим путейским полигоном для обучения работников железн. дороги] // Гудок. – 2003. – 25 июня. – С. 4.
Лобанов Ю. Наша железная дорога : Елецкое отделение ЮВЖД // Липецкие известия. – 2008. – 29 окт. (№ 44). – С. 20.
Афанасова Е. Елецкий бронепоезд идет на врага : студенты группы И-41 совместно с куратором Юлией Есиковой посетили музей Елецкого локомотивного депо // Талисман. – 2010. – 24 апр. (№ 9). – С. 6.