Самый большой универсальный магазин Липецкой области открыл свои двери для первых покупателей 19 февраля 1974 года. Его строительством занимался трест «Жилстрой» с субподрядчиками, а оформлением — Московский комбинат торговой рекламы. Крупнейшее торговое предприятие области, – с гордостью сообщала липецкая пресса, – своими размерами не уступает столичному универмагу «Москва». Если старый универмаг, где позже долгие годы располагался «Детский мир», насчитывал полторы тысячи квадратных метров, то общая площадь нового составила 5,3 тысячи. В новый коллектив вошли продавцы старого магазина.
В день открытия магазина газета «Ленинское знамя» так писала о знаменательном для липчан событии: «Липецкий ЦУМ будет продавать в год товаров на 32 миллиона рублей (заметим, что товарооборот всего горпромторга без ЦУМа равен 85 миллионам рублей). Покупателей в 47 секциях обслуживают 300 продавцов-консультантов. Это дает возможность вести торговлю без сутолоки даже в часы пик. За первый рабочий день, как отметил директор магазина Петр Воржев, универмаг посетили около 17 тысяч покупателей. Товаров продано примерно на 150 тысяч рублей».
Новый магазин недаром назывался универсальным: на первом этаже можно было приобрести телевизоры, пианино, фототовары, галантерею, парфюмерию, люстры, стиральные машины, хрусталь, фарфор, подарки, игрушки, канцелярские и другие товары. На втором этаже, куда вели широкие лестницы, по сути дела, располагались два специализированных магазина: для мужчин и женщин. Поток покупателей рассекался на лестничной площадке. Ориентиры — большие, во всю стену стенды с подсвеченными слайдами, изображающими мужчин и женщин, одетых, разумеется, по последней моде.
На третьем этаже и в подвале находились складские помещения. Товары в секции доставлялись с помощью лифтов. К главному зданию ЦУМа примыкал административный корпус, где работали товароведы и размещался демонстрационный зал со сценой: во время сеансов покупатели могли увидеть новые, поступившие в магазин модели одежды, так сказать, в натуре. Интересная деталь: летом, в обеденный перерыв (магазин работал без перерыва, а продавцы отдыхали по скользящему графику) девушки прямо из столовой, которая располагалась здесь же, могли выйти на крышу универмага, закрытую со стороны улицы высоким бордюром, поиграть в настольный теннис, позагорать.
В ЦУМе была очень развита сеть услуг: функционировали швейная мастерская, ремонт часов, ювелирных изделий, было даже бюро добрых услуг, где оказывали помощь престарелым, малоимущим. При магазине существовал и оборудованный здравпункт со штатной медсестрой, были комнаты гигиены, пункт парикмахерских услуг, комната подгонки швейных изделий, столовая, большой актовый зал.
Открытие нового магазина совпало с эпохой расцвета дефицита в стране. Чтобы обеспечить выполнение плана и товарооборота и не допустить перебоев в торговле, работники были вынуждены выезжать на своем транспорте в другие города за получением товара: за обувью — в Воронеж, Клинцы Брянской области, Орел. За телевизорами — в Воронеж, за трикотажем — в Курск.
В 1980-е годы у ЦУМа появились филиалы «Липчанка» и «Мода».
В течение без малого четырех десятилетий центральный универмаг сохранял титул самого крупного торгового центра области. Правда, еще в 1994 году оказалось, что флагмановский корабль торговли не готов к рыночным условиям, о чем можно прочитать в липецкой еженедельной газете «Единство»: «Мы еле сводим концы с концами. Раньше на нас работали шесть баз, а теперь работаем с 1200 поставщиками: от Китая до Югославии и Сирии. Отсюда и дороговизна товаров. Похоже, нас хотят задушить. Торговую надбавку ограничили 27-ю процентами, а за коммунальные услуги дерут нещадно, налоги опять же немалые...»
В канун четвертьвекового юбилея в коллективе разразился скандал. От былой сплоченности не осталось и следа. Работники разделились на два лагеря. Одни поддерживали гендиректора, другие – председателя профкома. В 1992 году ЦУМ стал акционерным обществом открытого типа. Получив в период приватизации ЦУМ в собственность, 51 процент был продан коллективом на сторону (есть сведения, что 30% акций получили работники швейной фирмы г. Липецка). Остро давал о себе знать недостаток оборотных средств, усиливалась конкуренция других торговых предприятий – того же Петровского рынка. К 1999 году нависла угроза банкротства.
Работа по реанимированию крупнейшего магазина Липецка началась с приходом Николая Бирюкова, председателя совета директоров ОАО «ЦУМ».Были погашены миллионные долги, некоторым категориям работников увеличена заработная плата, разработана специальная сетка премирования. Все работники ЦУМа, в том числе, и бывшие получили право приобретать основные группы товаров с минимальной наценкой. В 2000 г. акционеры проголосовали за досрочное прекращение полномочий генерального дректора А. Термера и избрали на его место А. Афанасьева.
Однако в мае 2011 года Н. Бирюков продал свой пакет акций Татьяне Рындиной (19,95%), Евгению Игумнову (19,95%) и Галине Бирюковой (10,2%). Центральный универмаг еще не раз переходил из рук в руки. В 2013 году венгерскими архитекторами предлагался проект «Липецкий цветок», предусматривающий строительство на его месте двух небоскребов с торговым и культурно-развлекательным центрами.
В 2016 году магазин был закрыт по техническим причинам.
В 2019 году было принято решение преобразовать здание ЦУМа под спортивно-развлекательный центр. Цокольный этаж планируется отдать под парковку автомобилей, а на месте надземной парковки высадить кустарник и газонную траву.
Литература
Семенов Б. Самый большой в Черноземье // Ленинское знамя. – 1974. – 20 февр.
Костин В. ЦУМ : уверенные шаги // Ленинское знамя. – 1975. – 15 окт.
Семенова В. Приватизируется ЦУМ // Панорама. – 1992. – 8 дек.
Бирюков И. «ЦУМ будет главным торговым центром...» / беседу вел И. Фатеев // Сегодня и завтра. – 2000. – 15 сент.
Карташова А. Не просто магазин // Липецкая газета. – 2019. – 21 марта.