Конструктор танков Николай Александрович Шомин родился 10 апреля 1923 года в селе Дмитряшевка Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Хлевенского района Липецкой области) в крестьянской семье. Вскоре семья переехала в Воронеж, где Николай окончил среднюю школу в 1940 году. В этом же году был призван в Красную армию.
В 1941 году учился в Харьковском бронетанковом училище. Еще не окончив училища, в октябре 1941 года в составе сводного батальона курсантов участвовал в боях Великой Отечественной войны. После ускоренного окончания училища направлен в действующую армию, воевал на Западном, Брянском, Центральном, Южном и 4-м Украинском фронтах. Начинал командиром танка первого отдельного танкового батальона 250-й стрелковой дивизии. С марта 1943 года до завершения своего боевого пути ‒ помощник командира танкового батальона по технической части в 79-й танковой бригаде 19-го танкового корпуса. Участвовал в битве за Москву, в Курской битве, в Донбасской, Мелитопольской и Крымской наступательной операциях. В боях проявлял мужество и отвагу. Так, участвуя в Курской битве, обеспечил бесперебойное снабжение батальона боеприпасами и горючим, эвакуировал с поля боя 11 подбитых танков, организовал их ремонт в полевых условиях.
Во время боев за Симферополь и Севастополь под частым воздействием вражеской авиации организовал ремонт 56 танков и 9 колесных машин.
За проявленное мужество и героизм был награжден орденом Отечественной войны II степени и тремя орденами Красной Звезды.
В 1944 году капитан Николай Шомин отозван с фронта и направлен на учебу. В 1949 году окончил военную академию бронетанковых и механизированных войск Красной армии имени И. В. Сталина. С 1949 года работал в конструкторском бюро при заводе №117 (впоследствии «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» при «Уралвагонзаводе») в городе Нижний Тагил Свердловской области: с 1955 года ‒ начальник бюро отдела 520, на протяжении 5 лет ‒ секретарь партбюро отдела 520, главный конструктор отдела 300. Участвовал в работах по созданию, запуску в серийное производство и в модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и их многочисленных модификаций. Но в 1964 году о танках пришлось забыть. Николай Александрович был назначен главным конструктором СКБ №183 (отдел 300), разрабатывал стартовое оборудование для тактических ракет УР-100, контейнер 15Я15, установку для наземного старта 15У24, «крышу» 15У27 для защиты ствола в шахтном варианте стартового комплекса и установку 15У288. После запуска в серийное производство ракетных комплексов в 1967 г. Шомин вновь вернулся к проектированию танков, был назначен заместителем главного конструктора отдела 520 «Уралвагонзавода».
В 1968 году Шомин переведен в Харьков и назначен заместителем главного конструктора КБ-60, легендарного создателя Т-34-85 А. А. Морозова. Здесь он сразу же включился в создание нового танка Т-64. В мае 1976 года после ухода на пенсию Морозова Шомин назначен на должность главного конструктора Харьковского конструкторского бюро машиностроения. Под руководством Николая Александровича было завершено создание танка Т-64, разработаны его модификации Т-64А и Т-64Б.
После получения сведений от разведки в Германии и США танков с газотурбинными двигателями, в Советском Союзе конструкторы получили задание создать аналогичные варианты машин. Принимал участие в разработке танка Т-80 и Шомин. В 1987 году в серию был запущен танк Т-80УД «Береза». Для упрощения логистики и обслуживания техники на случай войны вместо газотурбинного двигателя было предложено установить дизель той же мощности.
В 1977 году Шомин приступил к разработке танка нового поколения «Боксер» с установленным 152 мм орудием и с пользованием принципиально новых идей комплекса управления машиной. Комплекс должен был обеспечивать увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом, с перспективой создания роботизированного танка. В конце 1980-х годов Шомин приступил к созданию опытного образца танка четвертого поколения объект 477 «Молот». Так стали называть танк «Боксер» после утечки информации к агентам британской разведки. В 1987 году производственной базой Харьковского конструкторского бюро машиностроения изготовлены опытные образцы нового танка. Но начавшаяся перестройка и уменьшение финансирования не позволили завершить начатое. Приказом Министерства обороны СССР № 0349 от 23 мая 1989 года генерал-лейтенанта Шомина отправили в отставку. Документация на «Молот» была отправлена в Москву вместе с опытными образцами танков, которые остались ржаветь на полигоне Кубинка.
За выдающиеся успехи в области создания новых образцов вооружения указами Президиума Верховного Совета СССР («закрытыми») Шомину Николаю Александровичу в 1978 году присуждена Ленинская премия, а в 1983 году – звание Героя Социалистического Труда.
Скончался в Харькове 9 ноября 1994 года. Похоронен на Салтовском городском кладбище.
Литература
Пожидаев А. Конструктор танков Шомин : танки, созданные под руководством нашего земляка, стоят на вооружении многих государств мира // Донские вести [Хлевен. р-н]. ‒ 2022. ‒ 17 марта (№ 10). ‒ С. 6.
Шомин Николай Александрович. – Текст : электронный // Герои страны. – Режим доступа: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=19836.– 19.04.2022.