Испокон веков Елец славился замечательными промыслами, к числу которых относится кружевной и строчевышитый промысел, занявший почетное место в экономике Елецкого уезда, определивший лицо города и принесший ему мировую славу. Из поколения в поколение передаются навыки и мастерство создания нежных, тонких орнаментальных форм, сохраняя свой елецкий стиль, который узнается и в тонкой изысканности рисунка, и в воздушности декора, и в смелом сочетании элементов орнамента.
Географический район расположения ООО фабрика НХП «Елецкие кружева»: г. Елец Липецкой области, ул. Карла Маркса, д. 22. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 апреля 2001 г. № 609-пс установлено, что г. Елец Липецкой области является местом традиционного бытования народного художественного промысла ‒ производство строчевышитых изделий НХП и художественное ручное кружевоплетение.
В 1984 г. Производственное художественное объединение «Елецкие кружева» получило Свидетельство №76282 на право исключительного пользования товарным знаком.
28 ноября 1991 года Внешнеэкономическим предприятием «Союзэкспертиза» было дано «Экспертное заключение о происхождении кружевного промысла в Ельце»: «ПХО «Елецкие кружева», находящееся в городе Ельце, Липецкой области по ул. Карла Маркса, дом 22, является продолжателем и правопреемником, возникшего в начале 19 века, кружевного промысла на базе фабрики Протасовой».
28 июля 2005 года ЗАО фирма «Елецкие кружева» было выдано «Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара» №78/1. Основная деятельность елецкого-народного художественного промысла заключается в выработке кружевных изделий ручного производства мерных кружев, а также швейных изделий, отделанных кружевом собственного производства разнообразной вышивкой.
Выпуском кружевных изделий «Товарищество кружевниц» занимается с 1921 года, отделкой белья кружевом с 1951 года, строчевышивкой с 1959 года.
Документально появление елецкого кружева в торговле можно обосновать второй половиной XVII века, когда Елец стал торгово-ремесленным городом, но датой рождения елецкого кружева принято считать 1801 год.
После 1861 года, в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости, кружевной промысел в Ельце и уезде достиг значительных размеров. К середине 1880-х гг. значительно возросла экономическая роль кружевного производства в хозяйственной жизни Ельца.
После революции в 1919 году кружевницы стали организованно снабжаться сырьем, сдавать готовую кружевную продукцию государству и в 1921 году было создано товарищество кружевниц, преобразованное в 1930 году в «Елецкий союз кружевниц», в котором насчитывалось 50 артелей.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны кружевницы трудились ради общей победы. Они перешли на изготовление теплых вещей для бойцов – шили рукавицы, белье, носки.
В соответствии с Указом Правительства СССР в 1943 году началось восстановление елецкого кружевного промысла.
Уже в 1944 году семь артелей выплели изделий на сумму более одного миллиона рублей.
Документальные материалы архивного фонда Елецкого комбината художественных промыслов сохранились с 1944 г.
В 1959 году в союз кружевниц вошла строчевышивальная артель.
Всего в 1961 году в кружевном, строчевышивальном и комбинированном производстве было занято 6065 женщин разных возрастов, из них 5721 надомниц. В 1966 году – 4168 из них 3976 надомниц.
На основании постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 784 от 20 июля 1960 года «О промысловой кооперации» с 15 декабря 1960 года все артели были переименованы в Комбинат художественных промыслов.
1 июля 1974 года Комбинат художественных промыслов был переименован в Производственное художественное объединение «Елецкие кружева», а строчевышивальная артель стала структурным подразделением – строчевышивальной фабрикой Производственного художественного объединения «Елецкие кружева».
В 1979 году неоценимую помощь в развитии и сохранении елецкого строчевышивального промысла оказало содружество с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
26 марта 1992 года производственное художественное объединение «Елецкие кружева» изменило форму собственности и приобрело статус «Государственное предприятие фирма «Елецкие кружева»» на основании решения Елецкого городского Совета народных депутатов № 240 от 26 марта 1992 года.
22 декабря 1992 года Государственное предприятие фирма «Елецкие кружева» преобразовано в Товарищество с ограниченной ответственностью фирма «Елецкие кружева» на основании решения городского Совета народных депутатов № 801 от 22 декабря 1992 года (приказ № 120 от 22 декабря 1992 года).
1 июля 1999 года Товарищество с ограниченной ответственностью фирма «Елецкие кружева» преобразовано в Закрытое акционерное общество фирма «Елецкие кружева» (приказ № 51 от 01 июля 1999 года).
21 апреля 2015 года Закрытое акционерное общество фирма «Елецкие кружева» преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью фабрика Народных Художественных Промыслов «Елецкие кружева» (приказ № 24 от 21 апреля 2015 года).
На данный момент фабрика НХП «Елецкие кружева» ‒ член Ассоциации «Народно-художественные промыслы России», член Торгово-Промышленной палаты Липецкой области, член Ассоциации рынка Арт-Индустрии. Предприятие входит в перечень организаций, утвержденных Правительством РФ (Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»).
Министерством местной промышленности РСФСР, Управлением развития народных художественных промыслов и сувениров, а также Научно-исследовательским институтом художественной промышленности, совместно с ПХО «Елецкие кружева» с I квартала 1978 года по III квартал 1979 года проводилась работа по теме: «Определение художественно-стилевой направленности современной вышивки Липецкой области».
Постановка темы была вызвана необходимостью содействовать восстановлению и развитию современной вышивки Липецкой области на основе использования традиций, свойственных народному искусству этого района, которая и помогла определить стилистику и характерные черты елецкой вышивки, взятой из архивных и музейных зарисовок, публикаций, фотографий.
Липецкая область была образована в 1954 году из прилегающих к
городу Липецку районов, ранее относившихся к Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской областям. Выявления стилистического своеобразия вышивки Липецкой области зависела от количества систематизированного и аннотированного материала по данному району, собранному в музеях, в соответствии со спецификой, отвечающей региональным особенностям каждого района.
Собран и проанализирован материал по народному искусству Липецкой области с точки зрения его художественно-стилевых особенностей и своеобразия технических приемов исполнения вышивки, что послужило основой для творческо-экспериментальной работы, выявлению наиболее характерных швов, мотивов и приемов вышивки с учетом возможностей их современного выполнения (замены ручной вышивки машинной). Отработана технология исполнения традиционных швов на машинах и на тканях различных структур в сочетании с новыми отделочными материалами.
В основу стилевой направленности современной вышивки Липецкой области положены традиционная вышивка, ткачество, народные костюмы, бытовавшие на современной территории Липецкой области в XIX-XX вв., которые подбирались и анализировались в зарисовках, публикациях, фотографиях по материалам Музеев народного искусства Москвы и Липецкой области.
Также за основу взяты:
- фотоматериал по народной вышивке Липецкой области и пограничных с ней областей, хранящихся в фототеке НИИХП.
- новое направление в оформлении изделий декоративного и утилитарного направления, развивающиеся в нашей стране и за рубежом (библиотеки ВИАЛЕГПРОМ, ВНИИТЭ, ЦСУ, Торговой палаты и др.)
На основе собранных материалов по народной вышивке характерной для Липецкой области с учетом современного направления в оформлении изделий декоративного назначения была определена характерная черта вышивального промысла.
В зарисовках и фотографиях фиксировалась разновидность материалов, техник выполнения орнамента, живописные композиции, яркий колорит вышивок. Орнаментальное или сюжетное изображение на тканях, выполненное различными швами. В проектах нашли отражение наиболее характерные для вышивок Липецкой области виды швов: роспись, тамбур, гладь, перевить, строчка, мережка и их своеобразные сочетания.
Вышивка техника «Роспись» представляет собой старинный двусторонний вышивальный шов роспись. В отличие от креста роспись создает кружевной узор. Эта вышивка двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой стороне, полностью повторяется на изнанке.
Выполняется шов «роспись» в два хода: сначала швом «вперед иголку» обводим контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняем пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура. Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, то есть захватывать одинаковое число нитей. Это делает работу более красивой и аккуратной. Протоколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего. Дважды ни одна линяя не перекрывается. «Роспись» или «Полукрест» представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию.
Строчка перевить – так называется перевитая ниткой сетка. Чтобы получить сетку, нужно выдернуть из ткани несколько рядов продольных и поперечных нитей.
После того как сделан расчет клеток, ткань запяливают в пяльцы, а затем набранные на цветную нитку ткани осторожно подрезают и выдергивают. После образования сетки начинают перевивание. Самое правильное перевивание – по диагонали, тогда узор при стирке не искажается.
Все стежки, обвивающие столбики, должны лежать на лицевой стороне в одном направлении – слева направо. Когда сетка закончена, край квадрата с подрезанными нитями обметывают петельными и гладьевыми швом. Затем строчевыми разделками.
Вышивка крестом представляет собой крест, который выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении креста на изнанке проходят ровные прямые полосы в одном направлении – по вертикали, по горизонтали. Для этого до миллиметров рисуется нужный узор. Он накладывается на кальку. Кальку миллиметровку складывают вместе. Тонкой иглой делают проколы по всему рисунку. Далее поступают также, при переводе рисунка на ткань «припорохом». Небольшие точки, отпечатавшиеся на ткани, указывают на местах выполнения вышивки.
Мережкой называется узкая, строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении; нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки. Существуют несколько видов мережки:
Мережку «столбик» начинают делать с нижнего края слева направо, на себя. На иглу набирают от 3 до 5 нитей. Протаскивают нитку и оттягивают ее в сторону ткани. Образовавшийся столбик нитей ткани снова обвивают слева направо и прошивают на том же месте, захватив 2-3 нити ткани. Когда одна сторона мережки закончена, переходят на противоположную сторону и перевивают уже полученные столбики.
Мережка «Х» - сначала делается мережка «столбик». Затем ниткой посредине мережки собирают по два столбика узлом. Узелок делается следующим образом: нитки подхватывает два столбика, проходит под ними, возвращаясь, она обвивает их, чтобы выйти в образовавшуюся петлю, и затягивает ее. Чтобы узелок не сдвигался, тут же делается вторая петля.
Мережка «панка». В середине широкой мережки, края которой подшивают кисточкой, оставляют от 2 до 3 не выдернутых нитей. На них с двух сторон одновременно делают кисточки. Выполняются они следующим образом: первым стежком нитка 1 покрывает оставленные нити ткани снизу вверх и проходит под ними по диагонали вниз; выйдя «на лицевую сторону на расстоянии трех нитей от первого стежка, нитка проходит по горизонтали справа налево, то есть возвращается к месту начала работы; затем, направляясь по диагонали вверх, она затягивает нижнюю кисточку; верхняя же кисточка затягивается движением нитки справа налево и по диагонали вниз. Эта мережка служит краем других мережек, в таких случаях она делается близко к краю и носит название "подстрочка".
Вышевка мережка «Полотнянка» – по краям, с двух сторон делается подстрочка, затем нитью объединяют одним переплетом из воздушной петли несколько столбиков. Для выполнения воздушной петли нитку закрепляют внизу на подстрочке между столбиками, обвивая сначала два столбика слева, затем она переходит вверх, потом вправо за два столбика и, наконец, снова вниз к месту начала воздушной петли. Чтобы перейти к выполнению второй воздушной петли, ниткой обвивают по подстрочке до пятого столбика, между четвертым и пятым столбиками делают вторую воздушную петлю и т. д.
Мережка «Настилом»
Внешний вид таких мережек может быть самым разнообразным. Сначала делают обычную мережку «столбик», затем, закрепив нитку, движением справа налево набирают на иголку четыре столбика следующим образом: первый под иголку, второй на иголку, третий под иголку, четвертый снова на иголку. После четвертого столбика, протащив нитку, уже обратным движением иголкой левый, четвертый столбик набирают под иголку, третий на иголку и так до первого (чтобы нитка перекрыла те столбики, которые при первом ходе оказались над иголкой). Протаскивая нитку, затягивать ее не нужно. Снова направляют иголку справа налево, и так до середины мережки, затем с середины мережки набирают следующие четыре столбика и т. д. Но если предыдущую группу столбиков заполняли снизу вверх, то следующую надо заполнять сверху вниз.
Вышивка мережка «Паучок»
Если мережку делают в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном, то при скрещивании ее рядов образуются пустые квадратики. Эти квадратики можно заполнить простым или сложным узором, в зависимости от слоя. Самый простой рисунок по выполнению – это «паучок». Сначала рабочую нитку натягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натягивая нитку, ее обвивают, причем последнюю нитку обвивают только наполовину. Дойдя до центра перекрещения натянутых ниток, рабочей ниткой делают узелок в центре. Чтобы образовался «паучок», рабочая нитка должна двигаться по кругу, переплетая нитки. Обойдя круг, нитка зацепляет за последнюю натянутую нитку и поворачивает назад, переплетая нити в обратной последовательности. Сделав последний круг, нитка закрепляется возле незаконченной (не обвитой) нитки и обвивает ее до конца. В готовом виде рисунок напоминает паука. Края квадратов заделываются петельным швом или гладьевым валиком.
Мережку делают на тканях с полотняным переплетением, так как нити в этих тканях легко выдергиваются. Вышивают катушечными хлопчатобумажными нитками № 80 или 60; иголки тонкие.
Мережка "столбик" выполняется следующим образом. На иглу набирают требуемое количество уточных основных нитей и подлезают их. Затем выдергивают одну крайнюю нить на нужную ДЛИНУ мережки и от нее Забирают на иглу уже известное количество нитей, подрезают их и последовательно выдергивают каждую нить.
Мережка «столбик».
Подготовленную ткань вышивают в пяльцы лицевой стороной кверху и подводят под иглу. Вышивать начинают с правого нижнего угла мережки. Ударом иглы в ткань вытаскивают нижнюю нить и последующим ударом в эту же точку закрепляют ее. После этого делают воздушную петлю (удар иглы не в ткань, а в пустой промежуток), двигая пяльцы от себя, делают стежок в ткань на две три нити от края мережки, движением пяльцев к себе делают воздушную петлю, затем движением вправо ударяют иглой около края мережки, захватывая четыре нити и стягивая их в столбик. После дующие столбики выполняют так же. Концы мережки там, где обрезаны нити, плотно обметывают гладьевым швом.
Мережка «раскол» делается также, как и мережка столбик, только при затягивании нитей на противоположной стороне каждый столбик делят пополам.
Мережка «снопик». Края в этой мережке затягиваются, обычно, в столбик. Закрепив нитки на середине подрезанного края мережки, делают несколько небольших стежков машинной строчки, затем каждые три столбика стягивают в пучки – снопики, пятью последовательными стежками, как это показано на рисунке. Между каждым снопиком делают три-четыре небольших стежка машинной строчки.
Мережка «панка». Для выполнения этой мережки нити выдергивают в два ряда, оставляя между ними три-четыре-пять нитей, в зависимости от толщины нитей ткани; пучки стягивают в той последовательности, как показано на рисунке. Подрезанные края мережки обметывают гладьевым швом. Мережка может быть выполнена цветной ниткой; в этом случае верхнюю и нижнюю нитки берут одного номера и цвета. Мережка панка часто применяется для соединения двух полотен. Для этого один край каждого полотнища загибают на 3-5 миллиметров, накладывают друг на друга, приметывают и прострачивают. Отступя от линии соединения в одну и другую сторону на 3-5 миллиметров, выдергивают на каждом полотне про дольные нити, как для мережки столбик. Соединительный шов двух полотнищ и мережки образует держку для мережки панка. Перед соединением полотнищ края их подравнивают по выдернутой нити.
Вышивка «Строчка»
Стежок визуально похож на строку швейной машинки. Для его изготовления нужно делать прилегающие друг к другу швы, соприкасающиеся верхним и нижним краем.
Тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения. Его используют как самостоятельно в сочетании с другими приемами, так и в качестве украшающего шва. Он несколько необычен своим внешним видом, представляя ряд петель, или «капелек», которые на лицевой стороне изделия плавно вытекают одна из другой. Важно, чтобы все «вытекающие» петельки были одинаковыми по форме и размеру.
Раппорт тамбурного шва – его лицевой стежок в виде замкнутой петли. Изнаночные стежки – это прямые равномерные отрезки рабочей нитки, поэтому на изнаночной стороне тамбурный шов смотрится как сплошная строчка. Техника выполнения тамбурного шва «цепочка» довольно проста. Стежки шва можно набирать сверху вниз или справа налево, игла при этом направлена на вышивальщицу.
Часть строчевышитых изделий стали изготавливаться с применением механизации, не снижающей их художественной ценности и не заменяющей творческого труда исполнителей, или широко применяться творческое варьирование использования ручного труда. Творческое варьирование – одна из форм проявления народного творчества, воспроизведение типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом.
Каждой машиной управляет человек и применяет художественное варьирование.
Ткань поступает в раскройный цех, затем выкроенное изделие в соответствии с размером, поступает в цех припорошки, где с кальки (технический рисунок) наносится рисунок на полотно, которое вышивается. Припорашивается изделие с помощью синьки и керосина и отдается в цех для вышивки (ручная вышивка, на машинах 97 кл., «баратто», BM-50, тамбур) затем изделие поступает в швейный цех для настрачивания кружева собственного производства, далее идет процесс ручной обрезки ткани из-под кружева, затем – утюжка и упаковка изделия.
Основными материалами для изготовления строчевышитой продукции, являются хлопчатобумажные, льняные и полульняные ткани; хлопчатобумажные, лавсановые и шелковые нити для вышивки.
Все изделия отделаны мерным кружевом собственного производства.
Рисунки и виды вышивки на изделиях разные: ручная вышивка, машинная вышивка и вышивка «ришелье» на швейной машине 97кл., на машинах «Баратто» гладь в 2-х иглах, на машинах ВМ-50 «тамбурный шов».
Свободно-ходовая машинная вышивка выполняется на швейной машине 97 кл. после определенной её настройки (как для штопки). Ткань заправляется в пяльцы и вышивальщица двигает ими, создавая узор. От мастера требуются опыт и сноровка, чтобы стежки ложились равномерно.
Ручная вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) на различных тканях льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми (чаше цветными) нитями.
Вышивка Ришелье – самый известный вид ажурный вышивки, который отличается красотой и изысканностью. Особенностью ришелье является то, что линии узора обшиваются гладью и лишь после этого вырезается ткань. Если внутренняя часть образовавшихся прорезей большая, можно проложить бриды обметанные воздушные строчки, которые послужат соединением противоположных сторон узора, дают узору дополнительную прочность и являются дополнительным декоративным элементом.
Вышивка на машинах ВМ-50 выполняется тамбурным швом. Тамбурный шов – непрерывный ряд петель, являющийся основой шва, используют для обшивания по контуру более сложных узоров. Им вышивают разнообразные узоры по свободному контуру и широко используют в «рушниковых швах». Он напоминает цепочку. Шов «цепочка» является самым простым видом тамбурного шва. С лицевого бока он напоминает цепочку из мелких петель, а с изнаночной стороны он похож на «строчку». Машинная вышивка «Баратто», также известная как «гладь», выполняется на двухигольной промышленной швейной машине челночного стежка.
Гладь – машинная вышивка, при которой стежки располагаются перпендикулярно направляющей. Контуры намеченного рисунка проходят прямой строчкой, затем плотно заполняются стежками разной длины. Применяется гладь как самостоятельная вышивка, а также в сочетании с другими видами вышивки.
Гладь может быть одноцветная и многоцветная, простая без настила и выпуклая с настилом и в прикреп. Направление стежков может быть вертикальное и горизонтальное с легким наклоном в правую или левую сторону.
Вышивают гладь нитками мулине и шелком (на трубочках). В челнок заправляют хлопчатобумажные катушечные нитки. Натяжение верхней нити слабее нижней челночной.
Вместе с тем предусмотрено сочетание самых разнообразных по фактуре и структуре, цвету тканей, тесьмы, кружев и других отделочных материалов.
В процессе технологических поисков конкретно выявились наиболее интересные и рациональные приемы использования вышивки Липецкой области на машине. Так техникой прикреп имитировалась ручная вышивка: «счетная гладь», «косичка», «полукрест»; техникой гладь – мелкий выбор и т.д. Одновременно были найдены интересные фактурные сочетания швов вышивки, дополнение тесьмой, кружевом; отработаны приемы исполнения вышивки на тканях разных структур: редине, лавсане, полотне и сочетании вышивки с кружевом.
Основной отличительной чертой елецких строчевышитых изделий стала отделка мерными кружевами – одним из самых распространенных изделий массового производства. Они проплетаются парной техникой плетения, характерной большим количеством пар коклюшек, до 150 пар. В 1951 г. были закуплены кружевоплетельные машины, которые способствовали замене коклюшек на шпули, где ручные кружева были заменены на машинные (мерные кружева), где рисунок, качество и вид соответствует ручному.
Мерные кружева делятся по назначению на прошву и край. Прошва имеет вид ровной полосы, ее вшивают в изделие. Край – полоса, с одной стороны заканчивающаяся фестонами (зубчиками). Это кружево пришивают к изделию по краю.
Мерные кружева делятся на плотные и ажурные («пико»). Ажурные кружева состоят из плетешков (можно с отвивными петельками). В плотных кружевах выделяют тесёмку (кромку), центральную часть – основной узор и решётку (фон). Центральная часть выполняется главным образом полотнянкой, сеткой, овальными насновками соединёнными звёздочкой, веточкой, листочками, квадратными насновками, паучками. Решётки используются следующие: квадратная (немецкая), московская (камфорная), простая в ползаплета (редко, в полный заплет), жемчужная. Композиция мерных кружев основана на чередовании различных по плотности крупных и мелких геометрических форм: ромбов, кружков, овалов, прямоугольников, расположенных по вертикали, по горизонтали или в шахматном порядке. Кружево имеет много мелких нарядных разработок, часто заканчивается нарядной ажурной сложной каймой.
Основной отличительной чертой елецких изделий стала отделка мерными кружевами, орнамент вышивки повторяет узоры елецкого кружевного промысла, также вышивка сочетается с кружевом.
Выделяется одноцветная, двухцветная, многоцветная вышивка.
При создании орнамента основное внимание было сосредоточено на соответствии фактуры и цвета применяемой ткани с узором, ритмическом строе, общей композиции и гармонии колорита.
Выявленная художественно-стилевая особенность вышивки Липецкой области дает возможности правильно ориентировать работу объединения на разработку именно традиционных приемов вышивки, позволяет улучшить и расширить выпуск художественных изделий с вышивкой, активизировать творческую деятельность мастеров и художников.
Технология изготовления строчевышитых изделий разработана на основе собранного разработанного методического материала, с учетом современного направления в оформлении изделий декоративного назначения и с учетом рекомендаций по восстановлению и развитию промысла традиционной вышивки г. Ельца.
Были выявлены такие типы орнаментов как геометрическая, растительная, зооморфная, антропоморфная. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, формы растений и животных, мотивы женской фигуры, птицы, дерево или цветущего куста.
Геометрический орнамент – строгое чередование элементов и цветовых сочетаний. Самые распространенные мотивы в традиционном геометрическом орнаменте вышивок – прямые, наклонные, ломанные и неровные линии, зигзаги, меандры, плетенки, ромбы, квадраты, треугольники, розетки, кресты, шипы. Следует подчеркнуть разнообразие геометрических узоров, гармонию и взаимосвязь всех элементов, четкую ритмичность линий, очертаний.
Растительный орнамент – декоративно переработанные цветы, деревья, листья и ветки каких-либо растений. Формы могут отличаться от природных форм.
Зооморфный орнамент, в основу орнаментальных композиций положены как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб. Зооморфные и антропоморфные (изображение человека) мотивы в основном геометризованные, подчинены доминирующим растительным или геометрическим мотивам. Сюжетная вышивка более распространена в культовых изделиях от четко геометрических до геометризовано-растительных форм. Вышивка отражает живописную, графическую и орнаментально-композиционную культуру народа. Вместе с тем она является результатом как материально-практической, так и духовной деятельности людей. Столь разнообразный материал дал достаточно большое количество орнаментальных форм, мотивов, техник вышивки.
Строчевышитая продукция, выпускаемая фирмой «Елецкие кружева» – это традиционные изделия художественных промыслов: столовое и постельное белье, сорочки женские, кухонные наборы, детское постельное белье, крестильные наборы для девочек и мальчиков, полотенца и столовые салфетки. Все данные изделия художественных промыслов изготавливаются или с применением механизации, не снижающей художественной ценности и не заменяющей полностью творческого труда исполнителей (тамбурных и швейных машин в вышивке), или широко применяется варьирование образцов с использованием ручного творческого труда. В зависимости от особенностей материала, разновидности изделий, их вариантное исполнение может выражаться в изменении формы изделий, приемах его декорирования, цветовом и орнаментальном решении композиции.
Основными материалами для изготовления строчевышитой продукции являются хлопчатобумажные, льняные и полульняные ткани, хлопчатобумажные, лавсановые и шелковые нити для вышивки, и все это отдельно мерным кружевом собственного производства.
Подготовка тканей к раскрою осуществляется в подготовительных производствах швейных предприятий. Основное содержание этой технологической стадии составляют процессы измерения тканей и выявления их дефектов. Основная цель технической подготовки производства направлена на решение главной экономической задачи предприятия — рациональное использование материалов. Подготовка производства заключается в разработке и подготовке технической документации, которая осуществляется в экспериментальном цехе.
Процесс изготовления строчевышитых изделий состоит из трёх основных стадий:
1)моделирование и конструирование изделий;
2)разработка рисунка вышивки и расположения кружева;
3) подготовка тканей к раскрою и раскрой;
4) шитье и отделка изделий.
Разработкой моделей и конструированием для массового производства занимаются экспериментальный цех фабрики. Моделирование изделий в условиях массового и индивидуального производства является творческим процессом их создания. Моделирование начинают с разработки эскизного рисунка модели. При этом решаются задачи общей композиции основных и декоративных элементов, цветовых сочетаний, использования свойств тканей и др. Затем утвержденные модели эскизных рисунков начинают проработку. Модельер-конструктор делает лекала, технолог рассчитывает нормы, закладки и располагает целесообразно на ткани. Художник по вышивке прорисовывает на миллиметровой бумаге рисунок вышивки и расположение кружева. Далее он переносит его на кальку путем прокола тонкой иглой бумаги и кальки всего рисунка с расстоянием между наколов 0,0 7 - 0,1 мм. - данный сколок это типовой образец. Далее производится раскрой и изготовление первичных моделей. Разработанные модели рассматриваются и утверждаются художественным советом фабрики, в состав которого входят художники-модельеры, конструкторы, художники по вышивке и по кружеву, технолог, заведующий производством, представители торговли (менеджеры). Художественный совет рассматривает модели и определяет область их использования, уточняя в каких размерах.
Подготовка ткани к раскрою и раскрой содержат различные виды работ. Подготовка тканей к раскрою включает в себя следующие работы: приемку и хранение тканей, проверку их качества, промер кусков по длине и ширине, подсортировку тканей в настилы, нормирование расхода ткани на изделие, изготовление обмелок и трафаретов. Раскрой тканей включает настилание тканей, рассечку настилов на части и вырезание деталей изделия. В цех крой поступает после контроля качества, нумерации деталей и их комплектования.
Технологический процесс изготовления строчевышитого изделия — это система взаимодействия средств труда и предметов труда, приводящая к получению готового изделия. Наиболее эффективным является параллельный способ выполнения операций, так как он обеспечивает наивысшую производительность труда и наименьшие затраты времени. Параллельно-последовательный способ занимает промежуточное место между последовательным и параллельным. Эффективность этого способа тем выше, чем больше количество операций выполняется параллельно. Взаимосвязанность операций определяет структуру процесса изготовления изделия. Порядок выполнения операций должен строго соблюдаться, иначе не будет получено готовое изделие. В обработке различных видов изделий имеется много общего по которому на припорошке переносится рисунок вышивки и расположение кружева на утвержденном изделии.
Ткань поступает в раскройный цех, где согласно плана производства происходит настил ткани для раскроя изделий, ведётся комплектовка данной продукции по сколкам рисунков вышивки и расположения кружева. Скомплектованная продукция поступает в цех припорошки, где с кальки (технический рисунок) синькой с порошком наносится рисунок на полотно, которое вышивается. Рисунки на постельном белье разные, то есть делятся на машинной вышивки «ришелье», ручной вышивки «гладь», на машинах ВМ – 50 – «тамбурный шов», на машинах Баратто – гладь в 2-х иглах.
Вышитые полотна подкомплектовываются к основному крою и в соответствии с маршрутным листом в заявленном количестве поступают в швейный цех.
1. На машине «зиг-заг» фирмы «Минерва» притачивается кружево по припорошенному рисунку.
2. На стачивающее – обметывающей машине «Джуки» ведется стачивание полотен.
3. На изделиях ведется обрезка ткани из-под кружева ножницами вручную.
4. Строчевышитое изделие выворачивается вручную на лицевую сторону, проминаются швы и продукция поступает в утюжительный цех.
5. Производится утюжка паровыми утюгами.
6. Отутюженные изделия поступают на стол контролера, где производится его проверка, согласно ГОСТ, и маркируется, в соответствии с артикулом.
7. Отбракованное изделие комплектуется в соответствии с маршрутным листом и сдается на упаковку.
8. Упаковка ведется в картонные художественные коробки.
Пошив столовых комплектов производится из п/льна отбеленного и неотбеленного, а также п/льна любой цветовой гаммы. Ткань поступает в раскройный цех, где в соответствии спроизводственным заданием, ткань настилается, в соответствии норм по рисункам вышивки. Скомплектованная продукция поступает в цех припорошки, где с кальки (технического рисунка) синькой с порошком наносится рисунок на полотно, которое вышивается. Вышивка различная: ручная гладь, машинная гладь и ришелье, тамбурная вышивка на машине ВМ – 50, гладь на машине «Баратто».
Вышитые и скомплектованные полотна, согласно маршрутному листу, поступают в швейный цех.
1. На машине «зиг-заг» фирмы «Минерва» притачивается кружево по припорошенному рисунку, согласно норм.
2. Ножницами вручную ведется обрезка ткани под кружево.
3. Производится утюжка паровыми утюгами.
4. Отутюженное столовое белье поступает на стол контролера, где производится его проверка, согласно НТД на столовое белье.
5. Отбракованное столовое белье комплектуется, согласно маршрутного листа, и сдается на упаковку. Упаковка ведется в красочные картонные коробки, и сдается на склад готовой продукции.
Технология изготовления Елецких кружев соответствует исторически сложившимся традициям. Для того, чтобы выполнить кружево необходимо специальное оборудование: коклюшки, подставка, подушка-валик. Коклюшки – деревянные палочки, имеющие шейки для намотки ниток. Подушка-валик представляет собой чехол, набитый соломой-сторновкой. Она должна быть всегда опрятной, обшитой чехлом (обёрткой) и иметь покрывашку (платок). Подушку укрепляют на специальной подставке, с предварительно закрепленным сколком – рабочим рисунком, который изготавливается на бумаге светлых тонов. Именно в нем и заключен секрет кружева. Художник, создающий сколок, должен быть еще и инженером. Каждую точку накола необходимо точно рассчитать. Допущенная при разработки сколка ошибка, превратит изящное изделие в паутину из ниток.
Материалом для процесса кружевоплетения являются нитки разных видов. Чаще применяются хлопчатобумажные чёрные и белые нитки разных номеров прочного крашения, нитки с добавлением лавсана, льняные отбеленные и суровые (неотбелённые), мулине, металлическая нитка под «серебро» и «золото».
Весь процесс плетения кружев строится из 4 главных элементов плетения: плетешок, полотнянка, сетка, насновка.
Плетешок представляет собой «шнурочек», выполненный 2 парами коклюшек. Плетешок может украшаться отвивными петельками.
Полотнянка – плотная тесёмка, которая может выполняться количеством пар от 4 до 12. В полотнянке различаются : ходовая пара и долевые. Полотнянка бывает 3-х видов: с перевивом крайних пар, без перевива крайних пар, вперевив пар. Выполнение элемента основано на плетении в полный заплёт.
Сетка – ажурная тесёмка, выполняется 12 парами коклюшек. В сетке различают 1 коклюшку ходовую и долевые. Нитки в сетке располагаются по 2 диагоналям, пересекаясь ходовой. Выполнение основано на плетении в ползаплета.
Насновки представляют собой небольшие фигуры очень плотного плетения овальной или квадратной формы. Выполняются 2 парами коклюшек из 4 ниток, 3 являются долевыми, 1– ходовая – переплетает их подобно утку.
В елецком ручном кружевоплетении различают 3 техники плетения: парную, сцепную, парно-сцепную.
Парной технике плетения характерно большое количество пар коклюшек. Этой техникой плетения в настоящее время выполняются мерные кружева Кружево подразделяется на узкое от 10 до 30мм., среднее от 30 до 60 мм, широкое от 60 до 120 мм (и выше).
Мерные кружева делятся по назначению на прошву и край. Прошва имеет вид ровной полосы, ее вшивают в изделие. Край – полоса, с одной стороны заканчивающаяся фестонами (зубчиками). Это кружево пришивают к изделию по краю.
Сцепной техникой плетения выполняются штучные изделия, реже ‒ мерные кружева. Сцепная техника плетения имеет много преимущества перед парной. Малым количеством пар (от 4 до 12) плетётся любое по величине изделие (подстаканник, скатерть, покрывало). Пары навешиваются по ширине тесьмы, изгибы которой соединяются между собой вязальным крючком. Тесьма эта называется вилюшки. Для выявления рисунка, подчеркивания его художественной ценности, применяется в кружеве скань – утолщённая нитка в несколько сложений. Скань может прокладываться «косичкой» (2 пары), «верёвочкой» и «полотнянкой» (1 пара коклюшек). В качестве материала для скани может использоваться основная нитка, мулине, металлическая нитка как бы в упоминание о кружевах 15-17 гг., выполненных из золотых и серебряных ниток. Сохраняя традиции старины, вилюшка в елецком кружеве плетётся не сплошной полотнянкой, а часто переходит в более прозрачную сетку, «цепочку», «гречишку», «реченку» и их многочисленные варианты. Различная плотность плетения в мотивов цветов и листьев, более плотное плетение у основания лепестков и разрежённое на их краях, заставляют кружевной узор играть многообразием оттенков одного цвета, получающегося благодаря то большей, то меньшей прозрачности вилюшки. Для орнамента елецкого сцепного кружева особенно характерен цветок с небольшими округлыми лепестками, которые могут выполняться «павлинкой» (полотнянкой «вперевив пар») или сеткой (выполненный парно-сцепной техникой плетения). Фоном в кружеве сцепной техники плетения служат решетки. Рещетки елецкого кружева очень разнообразны по построению узоров. Наряду с прозрачными встречаются решетки с добавлением насновок. В некоторых изделиях орнамент выложен прозрачной вилюшкой мало отличающейся по плотности от сложно разработанной, с большим количеством насновок решётки. Изделиям елецкого кружевоплетения присущи легкость светотеневых переходов, изящества, тонкая проработка отдельных деталей, нежность и воздушность узоров.
Завершается процесс плетения изделия зашивкой. Зашивки бывают 4 видов: петлевая, плетешковая, с проводкой пар по долевой, с выводом пар на повороте. Наиболее удобный способ выполнения зашивки выбирает мастерица. Крупные изделия, перед тем как их плести, делятся на части. После выполнения каждой части производится сшивка в единое целое. Сшивка должна производиться точно и качественно.
Таков технологический процесс кружевных изделий.
Справка подготовлена сотрудниками
ООО фабрика Народных Художественных Промыслов
«Елецкие кружева»
Литература
Казанская Т. Только у нас : [о сохранении и развитии нар. промыслов в регионах ЦФО, в т. ч. о елецком кружевном промысле в Липец. обл.] // Российская газета. ‒ 2015. ‒ 22 дек. ‒ Прил.: с. А14-15. ‒ (Сделано в России).
Хан-Магомедова В. Русское кружево : выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства : [на выст. «Кружево на показ» (1963) были представлены изделия из елец. кружева, в т. ч. салфетка-сувенир из Ельца и панно «Прежде и теперь» (1933)] // Искусство. ‒ 2016. ‒ № 9-10 (сент.-окт.) ‒ С. 20-22.
Тулинова О. В. Елецкие кружева как объект историко-культурного наследия : [история становления и развития нар. художеств. промысла Елец. кружева] // История : факты и символы. ‒ 2016. ‒ № 3 [июль-сент.]. ‒ С. 28-35. ‒ (История повседневности).
Федюкина М. Тонкая материя : елецкие кружевницы продолжают плести историю древнего промысла : [о деятельности фирмы «Елецкие кружева»] // Липецкая газета. ‒ 2017. ‒ 31 янв.
Руденко Т. В. «Все эти прозрачные платья...» : об отечественных производителях одежды и сопутствующих изделий (XIX век) : [в ст. есть воспоминания путешественника А. С. Тарачкова о кружев. промысле в г. Ельце из его кн. «Путевые заметки по Орловской и соседним с нею губерниям», вышедшей в г. Орле в 1861 г.] // Московский журнал. История государства российского. ‒ 2017. ‒ № 5 (май). ‒ С. 42-54. ‒ (Из истории ремесел).
Федюкина М. С прицелом на экспорт : фабрика «Елецкие кружева» активно участвует в международных выставках : [генер. директор ООО ф-ка НХП «Елецкие кружева» М. Карлина приняла участие в заседании эксперт. совета по развитию легкой и текстил. пром-сти, нар. художеств. промыслов, индустрии дет. товаров ком. Гос. Думы по экон. политике, пром-сти, инновац. развитию и предпринимательству] // Липецкая газета. ‒ 2017. ‒ 24 авг. ‒ С. 26.
Юрьева Л. В Посольстве народных промыслов : [резидентом Посольства нар. художеств. промыслов в Москве стала елец. ф-ка «Елецкие кружева»] // Липецкая газета. ‒ 2018. ‒ 3 февр.
Колесниченко Г. Сплетает нитка кружево... : [ген. директор ф-ки «Елецкие кружева» М. В. Карлина стала обладателем титула «Королева малого и среднего бизнеса» за 2018 г.] // Липецкие известия. ‒ 2018. ‒ 13 июня (№ 24). ‒ С. 3.
«Елецкие кружева» борются за звание лучшего : [два липец. предприятия легкой пром-сти соревновуются за право называться победителем конкурса Минпромторга РФ «Топ-10»: ф-ка «Елецкие кружева» и предприятие «Добрый текстиль» из с. Замартынье Добров. р-на] // Липецкая газета. ‒ 2019. ‒ 3 окт. ‒ С. 5.
Продукция на отлично : липецкие производители стали лучшими на всероссийском конкурсе : [среди лауреатов, получивших золотой знак «100 лучших товаров России», стала продукция ООО фабрики НХП «Елецкие кружева»] // Комсомольская правда. ‒ 2019. ‒ 14-21 нояб. ‒ С. 12.
Борисова Е. А. Методика обучения традиционным народным ремеслам и промыслам (на примере Елецкого кружевоплетения на коклюшках): исторический опыт и новые технологии // Психология образования в поликультурном пространстве. ‒ 2020. ‒ № 1 (март). ‒ С. 31-40. ‒ (Педагогические науки).
Кобзева И. Рисунки любви в кружеве жизни : [о директоре ф-ки «Елецкие кружева» М. Карлиной] // Липецкая газета. – 2021. – 20 янв. (№ 7). – С. 10-11.
Наши кружева показали в Париже : [елец. кружевницы изготовили элементы одежды для коллекции модельера У. Сергеенко; коллекция представлена в Париже на Неделе высокой моды] // Липецкая газета. ‒ 2021. ‒ 2 февр. (№ 13). ‒ С. 3.