17 ноября 1893 года был утверждён устав Лебедянского общественного собрания. Среди учредителей были известные в городе люди: Дмитрий Жемчужников, Андрей Аплаксин, Иван Фудельман, Алексей Пузовский, Владимир Судакевич, подполковник Книпер и другие. Став продолжателем традиций Купеческого клуба, вышедшее из музыкально-драматического общества (1888-1893), общественное собрание имело целью «доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою». Собрание, или, по-старому, клуб, по-прежнему оставалось местом встречи старых знакомых, игры в бильярд и карточных вечеров. Время от времени для членов собрания и их гостей здесь проводились балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления. Учредители позаботились и о «распространении между членами собрания полезных сведений». В собрании выписывались газеты и другие периодические издания, для чтения лекций предполагалось приглашать специалистов по разным наукам. За исключением трёх последних дней Страстной недели, первого дня Пасхи и первого дня Рождества Христова, двери собрания были ежедневно открыты. Вход в собрание осуществлялся по годовым билетам. Придя в семь вечера, посетители мог ли оставаться здесь до часу ночи и даже позже, что разрешалось лишь при условии выплаты специально установленных штрафов (увеличивавшихся в геометрической прогрессии для каждого штрафного срока от 30 копеек до 28 р. 80 коп.). Исключение делалось для общего собрания членов, для танцевальных вечеров, балов и маскарадов или юбилеев, когда пребывание в собрании разрешалось до половины пятого пополуночи.
Собрание состояло из действительных и почётных членов. Ими могли стать все, за исключением лиц женского пола, несовершеннолетних, а также воспитанников учебных заведений, нижних воинских чинов и юнкеров, даже если они уже достигли совершеннолетия. Однако при проведении балов и танцевальных вечеров право бесплатного входа предоставлялось и женским особам из семей членов собрания. Дети членов собрания не младше 12 лет допускались на музыкальные и литературные вечера, а также на драматические представления, дававшиеся в собрании. Допуск посетителей на устраиваемые маскарады ограничивался лишь требованиями относительно одежды.
Одним из требований устава собрания являлось и соблюдение должного порядка, вежливости и приличия. При совершении посетителем собрания «действий, нетерпимых в образованном обществе», дежурный должен был пригласить посетителя оставить собрание и составить о его поступке протокол, после чего членство нарушителя ставилось на рассмотрение советом. Прекращение членства навсегда лишало нарушителя права посещать собрание. Азартные игры в собрании были запрещены, а расчёты по играм строго регламентировались уставом.
Однако происшествия всё же случались. И одно из них, став достоянием гласности, стало последним в истории этого общественного собрания. Ссора карточных игроков в марте 1910 года привлекла внимание властей. Было проведено раследование обстоятельств, и по постановлению тамбовского губернатора № 5157 от 7 мая 1910 г. действие Лебедянского общественного собрания было приостановлено, а вскоре и закрыто совсем. Ни просьбы совета старейшин, ни уверения председателя совета А. Луценко о том, что «никаких нарушений более не будет допущено», не помогли. Решение губернатора Муратова было неизменным.
Долго без места, где можно проводить свой досуг, лебедянцы жить не могли. Прошёл год, и Лебедянское общественное собрание возродилось в новом месте. Это было отдельное одноэтажное здание, построенное задонским мещанином Егором Ивановичем Яковлевым летом 1911 года. Оно располагалось на краю городского сада на Краснослободской улице и одновременно являлось «электротеатром и общественным клубом». Кроме зала синематографа, здесь размещалась раздевальная, бильярдная, контора, карточная, столовая, буфетная, дамская и мужская уборные. В клубном буфете посетителям по-прежнему предлагали пиво, мёд, чай и кондитерские изделия. С приходом революции 1917 года, когда ни купцов, ни дворян уже не стало, сооружение не утратило своего общественного характера. Клуб, превратившийся в Дом культуры, не стал от этого ни менее общественным, ни менее популярным.
По кн.: Акимов В. Лебедянь от А до Я : из блокнота краеведа
Литература
Акимов В. Общественное собрание // Лебедянь от А до Я : из блокнота краеведа / В. Акимов. – Липецк, 2005. – С. 180-182.