Одновременно с основанием Верхнего Липецкого завода было начато строительство молотового завода на р. Кузьминке ‒ правом притоке
р. Воронеж, в 20 км севернее Верхнего Липецкого завода.
В некоторых документах сказано, что Липецкие и Кузьминские заводы построены в 1702 г. В числе действующих Кузьминский завод значился в 1705 г. Он был передельным, т.е. своих домен не имел, а занимался перековкой чугунных штык, получаемых с Верхнего Липецкого и Боринского железоделательных заводов, в сортовой металл ‒ полосовое, осьмигранное, кровельное листовое железо, ковкой якорей, изготовлением оружия.
Плотина Кузьминских заводов была «длиною 216 саженей, шириной вверху восемь саженей, вышиною три сажени». При плотине располагались два молотовых амбара с четырьмя горнами и двумя вододействующими молотами, якорная мастерская, оружейная мастерская и вспомогательные службы. На заводе ковали якоря весом до 95 пудов и небольшие складные якоря ‒ дреги. В 1757 г., когда завод принадлежал князю Репнину, была построена ещё одна якорная мастерская с 8 горнами и 4 молотами.
Тут же у плотины, на высоком левом берегу р. Кузминка, стояло с. Кузминские заводы с церковью, 50 дворами мастеровых и населением 157 человек. Здесь же находился «государев особливый двор с двумя горницами и сенями на жилых подклетах» ‒ царский путевой дворец.
Постройкой Кузьминского завода завершился второй этап создания группы Липецких железоделательных заводов.
Для освоения выпуска новой продукции ‒ ковки якорей для морских судов ‒ на Кузьминский завод были приняты иностранные мастера с условием обучения русских кузнецов. Иностранцы получали в два раза большую заработную плату по сравнению с русскими мастерами. Петр I стремился готовить свои кадры и ориентировал на то, чтобы «лишних иноземцев у железного заводу не держать».
В 1711 г. на Кузьминском заводе работало 16 записных, в том числе иностранных, 49 незаписных кузнецов и 52 подённых рабочих. Производительность завода: «1 500 пудов образцового полосового и осьмигранного железа», 10 000 необразцового, 80 крупных якорей и 160 дрегов общим весом 1 760 пудов.
Ковка якоря с четырьмя лапами — сложный технологический процесс, который длился порой по несколько месяцев. «На выделку якорей рассчитывается в среднем на пуд якоря 3 рабочих дня», а вес якорей достигал 95 пудов. В работе с якорями большого веса использовались различные подъемные механизмы.
Ковкой якоря занималось сразу несколько человек: отдельно ковали лапы, затем их приваривали к штоку кузнечной сваркой. Это очень сложная операция, которую не смогут выполнить современные кузнецы. Для надёжности якорь обычно ковался из отдельных полос железа, которые перед использованием проходили повторные испытания «битьём о наковальню». Они должны были иметь достаточную вязкость и не ломаться от удара. Готовые якоря также подвергали испытанию, бросали якорь с большой высоты на чугунные плиты. Если якорь оставался невредим, его клеймили и отправляли на флот.
Кузьминский завод был остановлен в 1766 г., часть мастеровых переведена на другие предприятия, в основном в Липецк.
В 1781 г. Кузьминский завод окончательно прекращает свое существование, но население в заводском поселке какое-то время еще сохранялось. В 1788 г. при Кузьминском заводе оставались 115 мастеровых и рабочих мужского пола, вероятно, престарелых и малолетних, 54 лиц женского пола, проживавших в 72 дворах.
С 1772 г. до начала XX в. на базе плотины работала мельница.