Россия в промышленном развитии в конце XVII столетия отставала от Европы. Внешняя и внутренняя политика Петра Великого, проведенные им реформы круто изменили судьбу России и вместе с ней Липецкого края.
Развитию промышленности способствовало проведение Петром I протекционистской политики: чтобы защитить своих производителей от конкуренции, было запрещено ввозить в Россию товары, которые
могли производиться в нашей стране. Товары же, которые в России не
производились, были обложены большими пошлинами, чтобы местные
предприниматели могли организовать новое производство и быть конкурентоспособными на внутреннем рынке. Государь требовал «иметь старание о заведении в России мануфактур и иных курьозных художеств,
особливо таких, для которых материалы в Отечестве находятся».
Уже в 1693 г. в Романовском уезде на р. Белый Колодезь появился первый в нашем крае доменный вододействующий завод. Его построили на свои деньги дьяк Приказа Большой казны Золотой и Серебряной палаты Кузьма Семенович Борин, его брат ‒ Суконной сотни торговый человек Иван Семенович Борин ‒ и Гостиной сотни торговый человек Никита Григорьевич Аристов (К. С. Борин в 1700 г. вместе с дьяком А. Т. Лихачевым возглавил Приказ рудокопных дел, в 1715 г. переведенный в новую столицу). Начало же заводу было положено еще в 1690 г., когда по царскому указу велено было «... оному Аристову по челобитью
его в Романовском уезде на мельницах ... или где пристойно на тех речках построить к железным заводам плотины и домны вновь, а руду копать, где приищет».
Доменный завод, получивший название «Боринский», был построен на льготных условиях: до 1717 г. с владельцев не взималась десятина, Борины и Аристов «первые пять лет заводами владели безоброчно, а в остальные 25 лет должны были платить оброк в размере 50 руб. в год», что изначально было стимулом для создания и развития производства.
Строительство доменного завода стало настоящим технологическим прорывом в металлургическом производстве. Использование мощного водяного привода от мельничных колёс позволило применять огромные деревянные ящичные меха, увеличить подачу дутья и приток кислорода в шахту печи, увеличить размеры шахты, повысить температуру в печи и выплавить чугун. Процесс плавки стал непрерывным, производительность резко выросла. Выплавленный чугун перековывали в кричное железо, уклад и легированную сталь. Двустадийный передел открыл возможности для внедрения новых технологий, в частности, организации чугунолитейного производства.
Завод на р. Белый Колодезь стал одним из первых доменных заводов в России, построенных на деньги представителей русского торгового капитала. Это предприятие вошло в состав липецкой группы Петровских заводов, с которыми связывают процветание края в XVIII в. и возникновение современного Липецка.
Завод был построен у крутого поворота р. Белый Колодезь. На левом берегу Белого Колодезя, у плотины, стояли две домны, меха которых приводились в движение от мельничных колес. Из двух домен одна была в работе, вторая ‒ прогретая ‒ стояла готовой к задувке. Габариты самих печей были невелики: «вышина 6 аршин 2 вершка. Обе домны длиной 19,5 аршин, шириной 10,5 аршин».
По соседству с домнами находилась кузница и печь для обжига руды. В липецкой руде содержалось много серы и других примесей, поэтому их вначале выжигали.
Годовая производительность завода составляла 18720 пудов чугуна.
Как видим, Боринский завод являлся типичной капиталистической мануфактурой. В первые годы он выпускал металлические изделия для удовлетворение спроса на местном рынке. Но с 1696 г. основным потребителем выпускавшейся продукции становится казна, что дало новый импульс дальнейшему развитию металлургического производства.
Неудача первого Азовского похода подтолкнула Петра I к созданию военно-морского флота. Осенью 1695 г., когда в Воронеже началась подготовка к его строительству, стольнику Григорию Титову, наряду с заготовкой леса, было поручено к февралю 1696 г. «вытребовать с Романовских (Боринских) железных заводов скобы, крючья, гвозди». А 25 февраля 1696 г. Петр I распорядился послать дьяка на Боринские заводы «и на тех заводах, сколько явится железа отписать на Нас, на Великого Государя, из того отписного железа ... взять на Воронеж 200 пуд».
В конце марта 200 пудов прутового железа было отправлено в Воронеж, «а достальное железо по отписным книгам 100 пуд, да чугунного 700 штык (чушек), да руды железной две кучи велено до ... Великого Государя указу беречь и продавать того железа ничего не велено». Весной т. г. с Боринских заводов было взято еще 1 000 пудов «железа дельного прутового и косящетого».
В 1696 г. Боринский завод поставил на пристани Подонья 1200 пудов разных металлических изделий, в 1697 г. ‒ 365 пудов, в 1698 г. ‒ 1288 пудов 39 фунтов. На заводе строятся еще два молотовых амбара. И только в октябре 1700 г. завод отправил на добринскую пристань 500 пудов «железа самого доброго мягкого». В том же году предприятие было оборудовано для литья пушек. В 1701 г. царь приказал изготовить около 3 000 орудий разного калибра, но к 1703 г. было отлито всего 476 пушек, а в 1704 г. ‒ 256.
Таким образом, Боринский завод принял непосредственное участие в создании военно-морского флота России, но мощности его было недостаточно. Всё больше и больше металла требовалось на продолжавшееся строительство кораблей, изготовление оружия для создаваемой Петром I армии нового образца, строительства верфей и новых городов. Отливка более дешевых по сравнению с медными чугунных пушек позволила быстро обеспечить ими армию и флот. 26 ноября 1719 г. последовал указ царя Петра I о сборе медных пушек в Москву и замене их чугунными. В 1719 г. Боринский завод передан в подчинение Адмиралтейства, а после смерти владельцев в 1721 г. перешел в казну, т. к. стоял на государевой дворцовой земле и был приписан к липецкой группе заводов. К этому времени Боринский завод работал на местный рынок, поскольку с 1711 г. строительство флота на р. Воронеж прекратилось. По данным 1726 г., продукцию завода составляли «чугун в простом выпуске, в котельном и в кубовом литье» и сортовая сталь.
К 1730 г. Боринский завод сильно обветшал и было «надобно построить всё вновь». Тогда же стоял вопрос об отдаче завода на откуп охочим людям, например, купцу из Тулы Марку Попову.
С 1755 г. завод числился в составе группы Липецких заводов в собственности князя Петра Ивановича Репнина. В 1769 г., в связи с очередной войной с Турцией и возобновлением строительства флота, завод вновь стал казенным. С окончанием русско-турецкой войны 1768-1774 гг. завод работал с перерывами до 1781 г., когда его производство было остановлено. Причина ‒ отсутствие древесного угля и спроса на продукцию.
Указ об окончательном закрытии Боринского завода последовал в 1790 г. Поселок мастеровых, выросший при заводе, до конца XIX в. носил название «Боринские заводы», – впоследствии с. Боринское. На заводской плотине долгое время работала мельница, а на месте самого завода в настоящее время находится Боринский сахарный завод.
Литература
Бакулев Г. Д. Черная металлургия юга России : [о част. з-де Борина и Аристова на р. Белый Колодезь] / Г. Д. Бакулев ; ред. С. Г. Струмилин. – Москва : Металлургиздат, 1953. – С. 19-20.