Трамвайное движение в г. Липецке (1947)
Трамвайное движение в г. Липецке (1947)

Открытие трамвайного движения в Липецке было приурочено к 30-летию Великой Октябрьской революции – 7 ноября 1947 года. В то время общенародные праздники отмечались новыми мирными свершениями и победами.

Однако история липецкого трамвая началась задолго до этого. 

В 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о благоустройстве Липецка. Этим документом предусматривалось расширение водопроводной сети, проектирование канализации и строительство трамвайной сети. В апреле 1945 года появилось сообщение ТАСС: ««Москва. Дортранспроект» разработал проект сооружения трамвайной линии в Липецке».

31 мая 1945 года было подписано постановление бюро липецкого горкома ВКП(б) и исполкома городского Совета народных депутатов трудящихся «О мероприятиях по разработке, вывозу, сплаву древесины из Добровского леспромхоза, предназначенной для строительства трамвайной линии».

21 июля 1945 года Исполком Липецкого горсовета депутатов трудящихся принял решение «Об организации при Липецком Горкомхозе ‒ Управления по строительству трамвая и о рассмотрении штата этого Управления». В этом документе, в частности, говорится о том, что к строительству трамвая в городе приступили, но организации, которая возглавила бы это начинание, ‒ в Липецке нет. Поэтому необходимо возбудить ходатайство перед СНК РСФСР об организации при Липецком Горкомхозе Управления по строительству трамвая...

Уже через три недели после принятия постановления в городе появляется управление по строительству трамвайной линии. Руководил строительством начальник железнодорожного цеха Новолипецкого металлургического завода Демьян Иванович Петрученко.

Строительство шло методом народной стройки. В частности, перед городским комитетом комсомола была поставлена задача ‒ ежедневно, по 1200-1300 человек ‒ молодежи, комсомольцев выводить на стройку. Причем безвозмездно! И желающих находилось ‒ хоть отбавляй.

По воспоминаниям старожилов, самый первый трамвай был составлен из двух старых вагончиков с литыми узорными решетками вместо дверей. А возил их, пока не были натянуты провода, трофейный мотовоз, восстановленный сборщиками Липецкого тракторного завода.

Первые водители трамвая были приглашены из Воронежа и там же обучались командированные из Липецка. По словам Раисы Фурсовой, одной из первой вагоновожатых Липецка, «для растущего промышленного Липецка первая трамвайная линия между спиртзаводом и тракторным заводом (ЛТЗ) длиной почти в 5 километров (по другим сведениям – 7,4 км) во многом решала проблему транспортировки рабочих к предприятиям. Средняя скорость движения составляла 10 км/ч».

Трамвайный парк Липецка насчитывал 13 (по другим сведениям 17) отреставрированных вагонов ЛМ-47. Вагоны были двуосными с деревянными токоприемниками. Вагоновожатые проводили всю смену на ногах – сидений для них не было. Связь кондуктора с водителем осуществлялась посредством веревочки, протянутой под потолком трамвая, которая соединялась колокольчиком в кабине водителя. Зазвенит один раз ‒ «поехали», два раза ‒ «стой», три раза ‒ «экстренное торможение».

По воспоминаниям ветерана НЛМЗ Ю. В. Полякова, первые 2 месяца до окончания монтажа электроподстанции трамвайные вагоны двигались на паровозной тяге НЛМЗ. 

За первый год работы, при выпуске 8 трамваев в сутки, перевезено 209 тысяч пассажиров. Стоимость проезда составляла 5 (по другим сведениям 50) копеек.

В 1948 году начал ходить трамвай с левого на правый берег реки Воронеж от площади К. Маркса к трамвайному кольцу в районе спиртзавода по дамбе и настилу. В 1957 году был сдан в эксплуатацию 2-километровый мост через реку Воронеж.

В 1950 году на улице 9 Мая было построено трамвайное депо № 1 на 50 единиц подвижного состава. В 1956 году трамваи ходили уже на Сокол. В 1958-м ‒ от ЛТЗ до Сокола по построенному через реку Воронеж мосту. Затем рельсы связали район Трубного завода с вокзалом и Соколом, появилось трамвайное кольцо у Новолипецкого завода (ныне комбината).

Трамвай пользовался у липчан огромной популярностью. Так, если в 1949 году перевезено 4024,7 тыс. пассажиров, то в 1967 году – 46 472,2 тысяч человек.

На 1 января 1974 года перевозка пассажиров трамваем достигла 52,5 млн. человек, что составляло 60% перевозок пассажиров, инвентарь трамваев составлял 154 единиц.

В результате бурного роста промышленности, увеличения населения в Липецке появились новые жилые массивы. В 1982 году сдано в эксплуатацию трамвайное депо № 2 на сто единиц подвижного состава, начальником которого стал Черников Николай Александрович. В 1988 год часть устаревшего подвижного состава заменена новым «Татра-3М» и «КТМ-5 М3». На 11 трамвайных маршрутах эксплуатировалось 90 трамваев. В 1996 году в Липецке освоена модель трамвайных вагонов Т-4Д, приобретенных в Германии. Было получено 3 новых трамвая.

Последний новый трамвай поступил в Липецк в 2001 году.

С 2018 года на балансе МУП «Городской электротранспорт» состоят: трамвайное депо с единовременной вместимостью 100 единиц подвижного состава, 43 трамвая, 1 экскурсионный трамвай, 7 единиц спецтехники. Ежедневный выпуск на линию трамваев по 5 маршрутам ‒ 27 единиц в рабочие дни и 10 единиц в выходные дни. Изношенность трамваев составляет 100 %. Необходима федеральная поддержка развития трамвайной системы. На сегодняшний день администрация Липецка интенсивно занимается поиском инвестора для модернизации трамвайной сети.

Литература

Тонких Д. М. Сяду в старый трамвай : стихи, [посвящ. Липец. трамваю] : [12+] / Денис Тонких ; иллюстрации Д. М. Тонких. ‒ Липецк : б. и., 2020. ‒ 63 с.

Стрельников И. И первый трамвай отправился в путь... // Липецкая газета. ‒ 2002. ‒ 31 окт.

Магницкая М. Самый первый липецкий трамвай // Газета МГ. ‒ 2006. ‒ 29 марта (№ 13). ‒ С. 4.

Карташова А. Куда идет трамвай? : электротранспорт ждет дальнейшая реконструкция : [липец. гор. электротранспорт снова выделяют в самост. предприятие; по словам первого зам. главы администрации г. Липецка Д. Аверова, подоб. реорганизация призвана привлечь инвестиции в развитие рельсового электротранспорта] // Липецкая газета. ‒ 2017. ‒ 16 нояб. ‒ С. 6.

Белая Н. Первая вагоновожатая : [о 88-летней липчанке Р. Г. Фурсовой, которая была одной из 9-ти первых девушек-вагоновожатых] // Липецкая газета. ‒ 2018. ‒ 1 марта. ‒ С. 16.

Сдвинуть трамвай с мертвой точки : [о вариантах реанимации трамвайного движения в Липецке: кратко] // Газета Первый номер. ‒ 2020. ‒ 23 марта (№ 11). ‒ С. 10.

Рамазанова Ю. По рельсам памяти : [о пуске первого трамвая в Липецке 7 нояб. 1947 г.] // Сегодня и завтра. – 2021. – 12 февр. – С. 7.

История предприятия. – Текст : электронный // МУП «Городской электротранспорт». – Режим доступа: http://www.gorelektrotrans48.ru/index.php/glavnaya/istoriya-predpriyatiya. – 23.03.2021.

Липецкий трамвай : история. – Текст : электронный // Липецкий транспорт. – Режим доступа: https://transport.lipetsk.ru/tram/?act=events. – 23.03.2021.