Троллейбусное движение в г. Липецке (1972)
Троллейбусное движение в г. Липецке (1972)

Бурное развитие Липецка в 1970-е годы показало необходимость связать транспортным сообщением все промышленные предприятия Левобережья с Юго-западными жилыми массивами. Совместным постановлением бюро горкома партии и горисполкома принято решение о строительстве троллейбусного депо и троллейбусных линий в городе. Стройку объявили народной. Контактные сети вели крупные предприятия города: НЛМК, ЛТЗ, завод «Свободный Сокол». Строительство троллейбусного депо на 120 единиц подвижного состава – тресты «Липецкстрой», «Промстрой», «Сантехстрой-2», «Дорстрой № 1», ЮВЭМ-2, «Отделстрой № 2», СУ-5.

1 декабря 1971 года Управление липецкого трамвая было преобразовано в Липецкое трамвайно-троллейбусное управление. Этот вид транспорта был новинкой для города, поэтому всё приходилось делать с «нуля».

Как новогодний подарок липчанам 31 декабря 1971 года по маршруту № 1 (10-й микрорайон – железнодорожный вокзал) проследовал первый троллейбус марки «ЗиУ-5» с бортовым номером 008. Вел его водитель Юрий Золототрубов, приглашенный из Воронежа обучать шоферов технике управления троллейбусом. Первыми пассажирами стали строители – рабочие Липецкого трамвайно-троллейбусного управления.

Регулярное движение троллейбусов открылось 2 февраля 1972 года. Первым липецким водителем стала Нина Насонова. На маршрут «10-й мкрн – вокзал» вышло шесть троллейбусов. С этого дня Липецк стал 54-м городом Российской Федерации с троллейбусным сообщением.

Новый вид транспорта привлек внимание горожан удобством и скоростью, и троллейбусная сеть стала расширяться. В 1976 году, когда появилась линия через Петровский мост, маршрутная троллейбусная сеть протяженностью 87 км была сформирована и до начала 2000 года практически не менялась. Зимой транспорт не отапливался, водители работали в шубах и валенках.

С 2004 года, когда были демонтированы трамвайные пути в центре и началось бурное строительство новых микрорайонов юго-запада Липецка, были построены и введены в эксплуатацию 3 новые линии: до жилого поселка завода «Свободный Сокол», а также по улицам Катукова и Неделина. Тогда же городской администрацией реализовано брендирование троллейбусной техники и всего муниципального транспорта в единую цветовую схему (жёлтый и зелёный). В 2007 году протяженность троллейбусной маршрутной сети составляла 107,8 км, ежедневно на 9 маршрутах работали 92 троллейбуса. В 2012 году в Липецке эксплуатировалось уже 6 троллейбусных маршрутов.

Крайняя изношенность подвижного состава (новые троллейбусы не приходили в город с 2010 года), привела к тому, что в 2017 году на маршруты выходили всего 10-12 электрических машин. В таких условиях троллейбусное хозяйство работало с большими издержками на содержание контактной сети, тяговых подстанций, персонала предприятия.

Последний троллейбус проехал по улицам Липецка в ночь с 14 на 15 августа 2017 года. В 0:29 троллейбус, следовавший по маршруту №7, заехал в депо. Все бывшие троллейбусные маршруты полностью переведены на работу автобусами.

Автор фотоснимка первого троллейбуса – Л. Н. Туровский.

Литература

1971-й год. Первый липецкий троллейбус : [к 25-летию] // Липецкая газета. – 1997. – 9 янв.

Магницкая М. Самый первый троллейбус : [в канун Нового 1972 г. проследовал первый троллейбус по маршруту № 1 (10 микрорайон-вокзал); вел его водитель Ю. Золототрубов] // Газета МГ. – 2006. – 7 июня (№ 23). – С. 4.

Юбилей «рогатого транспорта» : Липецк. Торжественно отметили в городе 40-летие липецкого троллейбуса / подгот. Н. Рощупкин [и др.] // Липецкая газета. – 2012. – 8 февр. – С. 2. 

Конец троллейбусам : [троллейбус. движение в Липецке было окончательно ликвидировано с 15 авг. 2017 г.] // Новый липецкий репортер. – 2017. – 16 авг. (№ 33). – С. 3.