Москаленко Константин Александрович (1917-1984)
Москаленко Константин Александрович (1917-1984)

Педагог К. А. Москаленко родился 3 июня 1917 года на станции Хутор-Михайловский Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне территория г. Дружбы Сумской области, Украина).

Получив аттестат зрелости, трудился на воронежском заводе «Электросигнал». Окончив учительские курсы (1938), работал учителем, директором, школьным инспектором в Россошанском районе Воронежской области.

В 1942 году добровольцем ушел на фронт, награждён пятью медалями, был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

После Великой Отечественной войны Константин Александрович работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. В 1950 году он переехал в Воронеж, окончил аспирантуру при педагогическом институте, защитил кандидатскую диссертацию «Оценки знаний учащихся при закреплении нового материала».

С 1954 года жил в Липецке, был заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического института (ныне университета).

 В 1959 году в журнале «Народное образование» была опубликована статья К. А. Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий резонанс в стране. В начале 1960-х годов он разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения. По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем опубликовано свыше 20 работ, в том числе монография «Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока».

Труды К. А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода» учителей-новаторов. Его З0-летняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в организации урока отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР».

К. А. Москаленко умер 30 сентября 1984 года. Его именем названа улица в г. Липецке (1999) и средняя школа № 3, где проводился эксперимент по внедрению его методики  обучения. С целью поддержки педагогического новаторства в Липецкой области учреждена ежегодная областная премия им. К. А. Москаленко (2002).

Литература

Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / К. А. Москаленко. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968.– 160 с.

Сборник педагогических статей / Москаленко К. А. – Липецк, 1995. – 144 с.

***

Шопина Л. П. Педагогическая траектория жизни К. А. Москаленко : монография / Л. П. Шопина. ‒ Липецк : Липец. гос. пед. ун-т, 2019. ‒ 205 с. ‒ (Золотой фонд Липецкой педагогической школы).

Шкатова О. «Липецкий опыт» Константина Москаленко : сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося педагога-новатора : [одной из эксперимент. площадок для развития «липецкого опыта» К. Москаленко стала сред. шк. № 3 (теперь это лицей), располож. в р-не з-да «Свободный сокол»] // Липецкая газета. ‒ 2017. ‒ 3 июня.

Пажитных Ю. Миссия Прометея : [о выдающемся педагоге К. Москаленко, положившему начало «липецкому опыту» в школ. обучении] // Липецкие известия. ‒ 2017. ‒ 7 июня (№ 23). ‒ С. 6.

Кудаева М. Мастера урока : феномен Константина Москаленко: липецкий опыт : [ст. липец. педагога К. А. Москаленко «Поурочный балл», опублик. в газ. «Ленинское знамя» 2 марта 1962 г., приведена полностью] // Липецкая газета. ‒ 2017. ‒ 5 окт. ‒ С. 9.

Лаврова Л. Н. Воспоминания об ученом, педагоге, коллеге... : [авт. ст. делится своими воспоминаниями о К. А. Москаленко, его эксперимент. деятельности в 70-х гг. XX в.] // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 8-9.

Тюнина С. В. Развитие педагогических идей К. А. Москаленко в условиях современного образовательного пространства : автор статьи делает небольшой экскурс в историю педагогического наследия К. А. Москаленко, знакомит читателей с инновационной деятельностью школы № 3 г. Липецка, которая носит имя Константина Александровича Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 10-12.

Кантур О. Н. Педагогическая система К. А. Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 12-16. -

Жуденкова М. А. Использование педагогических идей К. А. Москаленко в реализаци ФГОС НОО : [из опыта работы лицея № 3 им. К. А. Москаленко г. Липецка] / М. А. Жуденкова // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 16-18.

Варганова Л. Д. Формирование учебных действий на уроках в начальной школе средствами дидактической системы К. А. Москаленко : [об опыте орг. уст. работы на уроках рус. яз. в лицее № 44 г. Липецка и использовании Липец. опыта в соврем. шк.] // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 19-20.

Богуславский М. Анатомия липецкого опыта : методический прорыв Константина Москаленко : 60 лет спустя // Учительская газета. ‒ 2021. ‒ 24 авг. (№ 34). ‒ С. 20-21.

Шахов В. Москаленко Константин Александрович // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 369.